2020 год №5

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Красиков Владимир Иванович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (117638, ул. Азовская, д. 2, корп. 1, г. Москва, Россия) тел.: +7 (495) 951-94-09; e-mail: KrasVladIv@gmail.com

Ontological schemes

Krasikov V.I.

Аннотация

В статье исследуются «онтологические схемы» или конфигурации предельных абстракций, являющихся остовами структур самых общих философских и научных описаний сущего, онтологий. Цель автора - выяснить назначение и функции «онтологических схем» в теоретических комплексах представлений о сущем, классифицировать наиболее известные прецеденты использования понятий подобного рода, определить их отличительность и состав, понять особенности их создания. Предложена классификация основных подходов в понимании и использовании конструктов класса «онтологических схем» - по критерию различения основных детерминант в субъектности - антропологический, социокультурный и профессионально-прагматистский; показана специфика «онтологических схем» в сравнении с онтологическими высказываниями и учениями: они констатируют целостные классы существований; подобные констатации имеют аналитичный (смысловой) характер и предстают в виде таксономий этих классов существования; выявлен состав онтологических схем в философии: элементы, представляемые основными мировыми единицами, связи между ними и устанавливаемый лейтмотив существования; определено своеобразие каждой из трех форм их создания: непосредственной онтологизации, онтологической экспликации и онтологической работы. Делается вывод: онтологические схемы - это таксономии философских онтологий и научных картин мира. Они - концептуальные каркасы, несущие основы, организующие характерным образом то или иное сознание в его понимании окружающего. Их назначение состоит в кратком и емком представлении смысла (принципов), полагаемого ключевым для понимания данного вида (сектора) реальности или же сущего в целом. Функции же заключаются в итожении практик систематизации и классификации понятий в онтологических исследованиях, в отборе оптимальных вариантов.

Ключевые слова: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ТАКСОНОМИИ КЛАССОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОНТОЛОГИЗАЦИЯ, ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Summary

The author of the article defines the object of his research ontological patterns or configurations of ultimate abstractions, which are the skeletons of the structures of philosophical and scientific descriptions of the world. His goal is to find out the purpose and functions of ontological schemes in theoretical complexes of ideas about the world. He formulates the main tasks as follows: this is a classification of the use of ontological schemes by philosophers; determination of their distinctiveness and composition; identification of the features of their creation. It can be argued about the following elements of research novelty, namely: the classification of the main approaches in understanding and using constructs of the class of “ontological schemes”; the disclosure of the specificity of ontological schemes in comparison with ontological statements and teachings, namely: they fix integral classes of existences; these fixations have an analytical character and appear in the form of taxonomies of these classes of existence; the identification of the composition of ontological schemes in philosophy, namely: the elements represented by the main world units; the relationship between them and the established leitmotif of existence; the definition of the uniqueness of each of three forms of their creation, namely: direct ontologization, ontological explication and ontological work. It can be concluded that ontological schemes are categorical structures of philosophical ontologies and scientific pictures of the world. They are conceptual frameworks or foundations that characteristically organize consciousness in its view, understanding of the world. Finally, one can determine the purpose of ontological schemes - this is a short and capacious representation of the meaning or principles of a sector of reality or the world. Regarding their function in cognition, it can be said that it consists in summarizing the practices of systematizing and classifying concepts in ontological research.

Key words: ONTOLOGICAL SCHEMES, CATEGORIAL STRUCTURES, TAXONOMIES OF EXISTENCE CLASSES, DIRECT ONTOLOGIZATION, ONTOLOGICAL EXPLICATION AND ONTOLOGICAL WORK.


 

КВАНТОВЫЙ ПОДХОД Д. ЧАЛМЕРСА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ

Проволович Татьяна Олеговна — аспирант кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (916) 078-66-47; e-mail: tatiana.provolovich@gmail.com

Chalmers’ quantum approach to the problem of consciousness

Provolovich T.O.

Аннотация

Статья посвящена методологическим аспектам решения проблемы сознания с опорой на идеи, сформулированные в рамках квантового подхода. Изучаются возможности применения квантовой механики и многомировой интерпретации Х. Эверетта к исследованию сознания с привлечением работ Д. Чалмерса и Р. Пенроуза. Проводится анализ «легких» и «трудной» проблем сознания, которые выделяет Чалмерс, рассматривается ряд подходов к сознанию в контексте квантовой механики и ее многомировой трактовки. Дается оценка эпистемологического потенциала теорий Пенроуза и Чалмерса для решения проблемы сознания.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, «ТРУДНАЯ» ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ.

Summary

The article is devoted to the methodological aspects of solving the problem of consciousness based on the ideas formulated in the quantum theory of consciousness. The author analyzes the applicability of quantum mechanics and the multi-world interpretation of H. Everett to the study of consciousness based on the work of D. Chalmers and R. Penrose, as well as “easy” and “hard” problem of consciousness as they are assigned by Chalmers, considers a number of interpretations of consciousness in the context of quantum mechanics and many-world interpretation. The evaluation for epistemological potential of the approaches of R. Penrose and D. Chalmers to the problem of consciousness is given.

Key words: PHILOSOPHY OF CONSCIOUSNESS, METHODOLOGY OF SCIENCE, EPISTEMOLOGY, “HARD” PROBLEM OF CONSCIOUSNESS.


 

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ВЕКТОРЫ, ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МГУ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА)

Аласания Кира Юрьевна — кандидат политических наук, доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 9392442; e-mail: alasaniak@yandex.ru

Миронова Дагмар Вали Герта — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 938-23-49; e-mail: dagmar@mail.ru

Мощелков Евгений Николаевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 9392442; e-mail: enm@inbox.ru

Туманов Сергей Владимирович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии в гуманитарном образовании» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (903) 1710808; e-mail: st156@mail.ru

Social and political activities of the modern Russian students: vectors, values and life settings (on the example of Lomonosov Moscow State University)

Alasania K.YU., Mironova D.V.G., Moschelko E.N., Tumanov S.V.

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики социально-политической активности современной студенческой молодежи. Особый интерес представляют ценностные основания, формирующие социально-политическую позицию современных студентов. В качестве основных результатов исследования можно выделить то, что степень студенческой социально-политической активности и ее качественные характеристики взаимосвязаны с трансформациями, происходящими в современном обществе; социально-политическую активность студенчества отличает разнообразие проявлений (в частности, деятельность в Интернет-пространстве), притом что назвать степень собственно политической активности высокой не представляется возможным; выработка общезначимых целей для развития российского общества возможна в процессе диалога, в рамках которого будут учитываться как традиционные ценности, так и требования сегодняшнего дня.

Ключевые слова: СТУДЕНЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ, ПОЛИТИКА.

Summary

The article analyzes the specifics of social and political activities of the modern students. Basing on the statistical data, it analyzes both traditional and new forms of social and political activities. The article represents values forming the social and political settings of modern students. The basic results show that the extent of students’ social and political activity as well as its qualities are linked to transformations of the modern societies; students’ social and political activities are diverse (see Internet activities) assuming that political activity of the students is not high; elaborating common goals for the Russian society’s evolution is possible in the dialogue where traditional values will meet modern issues.

Key words: STUDENTS, SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY, AIMS, VALUES, POLITICS.


 

«ЭКСПЕРИМЕНТЫ» СО ВРЕМЕНЕМ ЛЕОНИДА ЛИПАВСКОГО

Сысолятин Антон Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского гуманитарного института (УГИ) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620078, ул. Комсомольская, 63, г. Екатеринбург, Россия), тел.: +7 (919) 396-44-84; e-mail: anton.sysoliatin@gmail.com

Leonid Lipavsky`s “experiments” with time

Sysolyatin A.A.

Аннотация

В данной статье автор обращается к интеллектуальному наследию Леонида Липавского, участника ленинградской литературно-философской группы ОБЭРИУ, с целью провести на основе текстов-«экспериментов» мыслителя «Трактат о воде» и «Исследование ужаса» реконструкцию идеи временнόй рассогласованности между человеком и внечеловеческой реальностью, которая является одной из ключевых для его философии. Раскрывается тезис Липавского об онтологической неполноте человека в терминах традиции философии негативности (Гегель-Сартр). Этот прием позволяет систематизировать концептуальные ходы в текстах Липавского и показать продуктивность его философских интуиций.

Ключевые слова: ВРЕМЯ, РЕАЛЬНОСТЬ, УЖАС, СОЗНАНИЕ, Л ЛИПАВСКИЙ, ОБЭРИУ.

Summary

The author turns to the intellectual heritage of Leonid Lipavsky - a member of OBERIU, the Leningrad literary and philosophical avant-garde group. The purpose of this article is to reconstruct one of the main ideas of Lipavsky`s philosophy, temporal misalignment between human and nonhuman reality, on the basis of the texts-«experiments» «Treatise on water» and «Study of horror». The author clarifies Lipavsky’s thesis about the ontological incompleteness of human being in terms of the philosophical tradition of negativity (Hegel-Sartre). This technique allows us to systematize the conceptual moves in Lipavsky’s texts and show the productivity of his philosophical intuitions.

Key words: TIME, REALITY, HORROR, CONSCIOUSNESS, L LIPAVSKY, OBERIU.


 

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ИСТОРИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗОТЧУЖДЕНИЯ

Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна — доктор философских наук, профессор Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-57-21; e‑mail: bulavka81@inbox.ru

Human being as a subject of history: Dialectics of alienation and disalienation

Bulavka-Buzgalina L.A.

Аннотация

В статье развивается современная теория снятия отчуждения по мере превращения человека в субъект исторического творчества (разотчуждения). Автор показывает, что история СССР характеризовалась глубоким противоречием между практиками массового социального творчества и разотчуждения, с одной стороны, и нарастанием социального отчуждения, в частности бюрократизации и конформизма, - с другой. В результате по мере прогресса СССР роль человека как творца истории, субъекта созидания нового общества развивалась противоречиво. Постепенно эта роль человека как вершителя истории все более отчуждалась от большинства членов общества и экспроприировалась бюрократией. При этом бюрократия присваивала себе символы этого творчества, одновременно отчуждая творчество от его реального субъекта. Наиболее яркой персонификацией этого стал Сталин, превратившийся в символ побед и результатов социального прогресса. Доминирование символа в конечном итоге привело к десубъективации исторического процесса, отчуждению его подлинного субъекта от роли творца истории и, как следствие, к росту конформизма. Последний тренд стал одним из оснований социальной и экономической стагнации системы.

Ключевые слова: ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ ИСТОРИИ, ОТЧУЖДЕНИЕ, РАЗОТЧУЖДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СССР, КОНФОРМИЗМ.

Summary

The article develops the modern theory of removal of alienation as the human being turns into a subject of historical creativity (disalienation). The author shows that the history of the USSR was characterized by a deep contradiction between the practices of mass social creativity and disalienation, on the one hand, and the increasing of social alienation, in particular, bureaucratization and conformism, on the other hand. As a result, as the USSR progressed, the role of human being as the creator of history and the subject of creation of a new society developed contradictorily. Gradually, this role of the human being as a creator of history became increasingly alienated from most members of society and expropriated by the bureaucracy. At the same time, the bureaucracy appropriated the symbols of this creativity, while alienating the creativity from its real subject. The most striking personification of this was Stalin, who became a symbol of the victories and the results of social progress. The dominance of the symbol eventually led to the desubjectivation of the historical process, the alienation of its true subject from the role of the creator of history and, consequently, the growth of conformism. The latter trend became one of the foundations of social and economic stagnation of the system.

Key words: HUMAN BEING, SUBJECT OF THE HISTORY, ALIENATION, DISALIENATION, SOCIAL CREATIVITY, USSR, CONFORMISM.


 

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Яковлева Наталья Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН; ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (915) 473-50-90; e-mail: tetn@yandex.ru

The role of education in human and social progress

Yakovleva N.G.

Аннотация

Автор рассматривает образование (в единстве обучения, воспитания и просвещения) в контексте марксистской социальной философии и, в первую очередь, проблем прогресса человека и общества, социального отчуждения и разотчуждения. Показывается, что образование может играть роль катализатора общественного прогресса, а может быть и сферой, усиливающей регресс общественной системы. Образование может снимать, а может и усиливать социальное отчуждение, в частности в современном обществе. С одной стороны, система образования формируется под влиянием определенных общественных отношений, а с другой, она может сама влиять на их развитие, содействуя свободному, всестороннему и гармоничному развитию личности или противодействуя (не содействуя) последнему. В современной системе общественных отношений позднего капитализма первым шагом к реализации первого тренда может стать противодействие таким регрессивным процессам в образовании, как коммерциализация, бюрократизация и финансиализация.

Ключевые слова: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ТИП ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ, РАЗОТЧУЖДЕНИЕ.

Summary

The author analyzes education as a process, including teaching, training, upbringing, enlightenment, in the context of Marxist social philosophy and, first of all, problems of human and social progress, problems of alienation and disalienation. Education can act as a catalyst for social progress, or it can also contribute to the regression of the social system. Education can remove or increase social alienation, in particular, in modern society. Since, on the one hand, the education system is formed under the influence of certain social relations, and on the other, it itself can influence their development. Thus, education can contribute to the free, comprehensive and harmonious development of the personality, or it can not contribute to or even counteract the same. In the modern system of social relations of late capitalism, the initial step towards the implementation of the first direction can be the resistance to the regressive processes of commercialization, bureaucratization and financialization of education.

Key words: SOCIAL PROGRESS, SOCIAL RELATION, EDUCATION, UPBRINGING, PERSONALITY TYPE, SOCIAL ALIENATION, DISALIENATION.


 

ИМПЕРАТИВНОСТЬ И САМОСОЗНАНИЕ В ЭТИКЕ ДЖОЗЕФА БАТЛЕРА

Апресян Рубен Грантович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора этики Института философии РАН (109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, г. Москва, Россия); профессор кафедры философии, культурологии и социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (173020, ул. Антоново, д. 1, г. Великий Новгород, Россия); e-mail: apressyan@iph.ras.ru

Normativity and self-awareness in Joseph Butler’s ethics

Apressyan R.G.

Аннотация

Джозеф Батлер - один из наиболее цитируемых в современной этической литературе мыслителей ХVIII в. При всей близости этике морального чувства Батлер стоит по отношению к ней особняком. Его трактовке ключевой моральной способности - совести - не свойствен бескомпромиссный антирационализм; высоко оценивая моральный принцип благожелательности, он вместе с тем видел большое значение для морали принципа себялюбия. Понимание Батлером морали отличает особого рода императивизм: все элементы природы человека играют роль регуляторов действий. При этом совесть как высший рефлексивный принцип, а также себялюбие и благожелательность выступают регуляторами по отношению к склонностям. В целом мораль у Батлера - это способность человека к саморегуляции поведения с целью достижения добродетели. Императивность предстает у него как важная составляющая внутреннего опыта человека, который, по сути, оказывается опытом самосознания.

Ключевые слова: ДЖОЗЕФ БАТЛЕР, МОРАЛЬ, СОВЕСТЬ, РАЗУМ, СКЛОННОСТИ, ИМПЕРАТИВНОСТЬ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМОСОЗНАНИЕ.

Summary

Joseph Butler is one of the most quoted eighteenth century thinkers in the current ethical literature. For all its proximity to the ethics of the moral sense, Butler stands apart from it. His interpretation of the key moral faculty, conscience, is not uncompromisingly anti-rationalist and while highly appreciating benevolence as a moral principle, he also recognizes the importance of self-love for human moral experience. Butler’s understanding of morality is characterized by a special kind of normativity. He considers all elements of human nature in terms of behavior regulation. However, conscience as the highest reflexive principle, as well as selflove and benevolence, predominate and regulate propensities. In general, morality appears in Butler as the person’s capacity of behavior self-regulation for the sake of virtue. Normativity in Butler is an important component of the inner personal experience, which in fact turns out an experience of self-consciousness.

Key words: JOSEPH BUTLER, MORALITY, CONSCIENCE, RATIONALITY, PROPENSITY, NORMATIVITY, SELF-REGULATION, SELF-AWARENESS.


 

СИЛЛОГИСТИКА С ДВУМЯ ВИДАМИ ОТРИЦАНИЯ (РЕКОНСТРУКЦИЯ ОДНОЙ ИДЕИ Н.А. ВАСИЛЬЕВА)

Конькова Антонина Викторовна — аспирант кафедры логики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-18-46; e-mail: antonia.konkova@gmail.com

Маркин Владимир Ильич — доктор философских наук, заведующий кафедрой логики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-18-46; e-mail: markin@philos.msu.ru

Syllogistics with two kinds of negative statements (reconstruction of an idea of N.A. Vasiliev

Konkova A.V., Markin V.I.

Аннотация

В статье исследуется альтернативный вариант «воображаемой логики» Н.А. Васильева. Эта логическая теория представляет собой особую силлогистику с суждениями трех качеств: утвердительными и двумя типами отрицательных - суждениями с абсолютным отрицанием и с обычным отрицанием. Все суждения трактуются Васильевым в интенсиональном ключе: они фиксируют отношения между совокупностями признаков (содержаниями понятий). Для данной теории Д.В. Зайцевым и В.И. Маркиным была предложена формальная семантика и адекватное ей аксиоматическое исчисление IL2. А.В. Конькова ранее выделила корректные, с точки зрения IL2, модусы силлогизма. В статье сформулированы семь общих правил силлогизма для альтернативного варианта воображаемой логики. Все корректные в логике IL2 силлогизмы удовлетворяют каждому из этих семи условий, а любой некорректный не удовлетворяет хотя бы одному из них. Воображаемая логика, таким образом, может быть адекватно реконструирована с использованием как современных, так и традиционных логических методов.

Ключевые слова: ВООБРАЖАЕМАЯ ЛОГИКА, Н А ВАСИЛЬЕВ, ОТРИЦАНИЕ, СИЛЛОГИСТИКА, ПРАВИЛА СИЛЛОГИЗМА, ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЖДЕНИЙ.

Summary

The article is devoted to the alternative version of “Imaginary logic” of N.A. Vasiliev. This logical system is a special syllogistics with three types of statements qualities: affirmative and two kinds of negative statements - with absolute’ and ‘usual’ negation. All statements are interpreted in an intensional manner, they fix different relations between two sets of characters (comprehensions of concepts). V.I. Markin and D.V. Zaitsev set out the formal semantics and adequate axiomatic calculus IL2 for this version. A.V. Konkova selected syllogistic modi which are valid in IL2. In the paper we formulate seven general rules of syllogism for the alternative version of Imaginary logic. All IL2-valid modi satisfy each of these rules, and every invalid modi doesn’t satisfy at least one of them. So, Imaginary logic can be efficiently reconstructed by means of modern as well as traditional logical methods.

Key words: IMAGINARY LOGIC, N A VASILIEV, NEGATION, SYLLOGISTIC, RULES OF SYLLOGISM, INTENSIONAL INTERPRETATION OF STATEMENTS.