Содержание номеров

Текущие номера

С содержанием номеров текущего года, аннотациями статей, информацией об авторах и полнотекстовыми версиями материалов вы можете ознакомиться как в соответствующих разделах нашего сайта, так и в научных электронных библиотеках - "eLIBRARY.ru" и "КиберЛенинка" .


 

Информация о последнем номере

 

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ»: №1 (2021)

 

С.П. ШЕВЫРЁВ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ (К ТЕОРИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА)

Николюкин Александр Николаевич — доктор филологических наук, академик РАЕН, академик МАНПО (Международная академия педагогического образования), Почетный работник науки и высоких технологий РФ, главный научный сотрудник ИНИОН РАН (119333, ул. Дм. Ульянова, 3, г. Москва, Россия); тел.: + 7 (910) 423-19- 31; e-mail: anikolyukin1928@yandex.ru

S.P. Shevyryev and Russian literary history (to the theory of Slavophilism)

Nikolyukin A.N.

Аннотация

Одновременно с возникновением в русской литературе «натуральной школы» появилась и критика, поддерживающая ее тенденции в журналах «Отечественные Записки» и «Современник». Славянофильская (при всей условности этого термина) критика в журналах 1840-х гг., особенно в «Москвитянине», противопоставила современным западным тенденциям свой интерес к русской истории и ее словесности, которая оставалась до тех пор неизвестной. С.П. Шевырёв открыл, как Колумб Америку, литературное и религиозно-нравственное наследие Древней Руси. В.Г. Белинский не понял и не принял значения этого вклада Шевырёва в духовное развитие России.

Ключевые слова: С.П. ШЕВЫРЁВ, М.П. ПОГОДИН, И.В. КИРЕЕВСКИЙ, Н.М. КАРАМЗИН, ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ЛЕТОПИСИ, В.Г. БЕЛИНСКИЙ, Ф.И. БУСЛАЕВ, Н.А. ДОБРОЛЮБОВ, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.

Summary

Simultaneously with the emergence of the “natural school” in Russian literature, the criticism also appeared, supporting its tendencies in the magazines Otechestvennye Zapiski and Sovremennik. The emerging Slavophil (for all the conventionality of this term) criticism in the magazines of the 1840s, especially in Moskvityanin, opposed to modern Western trends the interest in Russian history and its literature which until then remained unknown. S.P. Shevyryev discovered, like Columbus discovered America, the literary, religious and moral heritage of the Ancient Russia. V.G. Belinsky did not understand and did not accept the significance of Shevyryev’s contribution to the spiritual heritage of Russia.

Key words: S.P. SHEVYRYEV, M.P. POGODIN, I.V. KIREEVSKY, N.M. KARAMZIN, HISTORY OF ANCIENT RUSSIA, CHRONICLES, V.G. BELINSKY, F.I. BUSLAEV, N.A. DOBROLUBOV, N.G. CHERNISHEVSKY.


 

КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭМПИРИЗМ О СТРОЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Печенкин Александр Александрович — доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-24-09; главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова (117861, ул. Обручева, 30а, г. Москва, Россия); e-mail: a_pechenk@yahoo.com

The constructive empiricism on the structure of theoretical knowledge

Pechenkin A.A.

Аннотация

Конструктивный эмпиризм – к нцепция современной философии науки, противостоящая широкой совокупности концепций, объединенных под общим названием «научный реализм», – исходит из того, что смысл научного поиска заключается в «спасении явлений», в точном и последовательном описании эмпирических фактов. В отличие от неопозитивизма и ряда реалистических течений, конструктивный эмпиризм видит в теории не гипотетико-дедуктивную систему, а иерархию моделей: первый уровень - непосредственное моделирование данных наблюдения и эксперимента, второй уровень - структуры, способные замещать и воспроизводить структуры первого уровня, третий уровень – более общие и абстрактные структуры. Методология конструктивного эмпиризма позволяет глубже понять некоторые историко-научные проблемы. В качестве примера в статье рассматривается историко-научная трактовка мысленного эксперимента с двумя параллельными токами, показавшего ограниченность ньютоновского классического взгляда на движение.

Ключевые слова: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, ИСТИНА, ЭМПИРИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ, СТРУКТУРА, THEORETICAL TERMS.

Summary

The constructive empiricism is a view in the contemporary philosophy of science, the view which opposes a wide scope of positions which is known as the scientific realism. The constructive empiricism emphasizes that the main point of scientific research is a consistent empirical treatment of the scientific issues, it emphasizes that science aims to give us the theories which are empirically adequate. In this connection the constructive empiricism treats a scientific theory as a hierarchy of the mental models rather than a hypothetic-deductive system. The methodology of constructive empiricism helps us to provide an adequate account for some problems of the history of science. In this connection the present paper considers the problem of absolute and relative movements in classical mechanics.

Key words: TRUTH, EMPIRICAL ADEQUACY, THE STRUCTURE OF THE THEORY, ABSOLUTE AND RELATIVE MOTIONS, MECHANICS, ELECTRICITY.


 

НАПОЛЕОН И РЕЙНАЛЬ

Кротов Артем Александрович — доктор философских наук, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-18-48; e-mail: krotov@philos.msu.ru

Napoleon and Raynal

Krotov A.A.

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния просветительской традиции на мировосприятие императора. Анализируются главные принципы системы автора «Философской и политической истории обеих Индий», его представления о будущем, природе свободы, праве колонизации, его критика работорговли. Юный Наполеон читал и делал выписки из главного труда Рейналя; он встречался с философом и представил на его суд свои «Письма о Корсике». Антиклерикализм Рейналя, так же как и других просветителей, оказал серьезное воздействие на формирование мировоззрения Наполеона. Вместе с тем его политика в отношении колоний свидетельствует о значительном расхождении с установками философа.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ, РЕЙНАЛЬ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Summary

The article is devoted to the problem of the influence of Enlightenment tradition on Emperor’s world perception. The main principles of the author of “Philosophical and Political History of Both Indies” are analyzed, his ideas about the future, the nature of freedom, the right of colonization and criticism of the slave trade are considered. Young Napoleon read the main work of Raynal and made extracts from it; he met with the philosopher and sent him “Letters on Corsica” waiting for his response. Anticlericalism of Raynal, as well as other Enlightenment thinkers, had a significant impact on the formation of Napoleon’s worldview. At the same time, his policy towards the colonies indicated a considerable discrepancy with the attitudes of the philosopher.

Key words: PHILOSOPHY OF ENLIGHTENMENT, RAYNAL, PHILOSOPHY OF HISTORY, FRENCH PHILOSOPHY.


 

«ГЕНИАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» КЕРКЕГОР И ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Лунгина Дарья Андреевна — кандидат философских наук, доцент, научный руководитель образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (903) 711-84-68; e-mail: loungina@yandex.ru

“The reader of genius” Kierkegaard and problems of academic reading

Loungina D.A.

Аннотация

В статье, публикуемой к юбилею кафедры истории и теории мировой культуры, подводится итог бесед с аспирантами, специализирующимися на интеллектуальной культуре середины XIX в. Темой бесед стало самопредставление переломных эпох, поменявшее не только читательское восприятие, а с ним и понятие аудитории как важной составляющей «института литературы», но и статус авторского высказывания, его мотивов, целей и последствий. Как ответ на такой перелом читается послание Сёрена Керкегора, иначе говоря, «Комплекс проблем под названием “Керкегор”» (N. Thulstrup) - корпус сочинений датского писателя на метафизические, моральные, религиозные и эстетические темы, к содержанию которых оказались неприменимы ни традиционные представления о философе и его работе, ни то, что принято называть философским учением.

Ключевые слова: ДВОЙНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СООБЩЕНИЯ, ИНТЕРТЕКСТ, ТЕАТР МАРИОНЕТОК, БЕЗАВТОРИТЕТНОСТЬ.

Summary

In his notes published on the occasion of the anniversary of the Depture of History and Theory of World Culture, author summarizes the results of conversations with graduate students who specialize in intellectual culture of the mid-19th century. The topic of the conversations was the self-presentation of the crucial eras, which changed not only the reader’s perception – along with the concept of audience as an important component of the “institute of literature” – but also the status of the author’s utterance, its motives, goals and consequences. As an answer to such a fracture, the message of Søren Kierkegaard is being now perceived, in other words, «The Complex of problems called “Kierkegaard”» (N. Thulstrup). Such was a corpus of writings on metaphysical, moral, religious and aesthetic topics, the contents of which turned out to be inapplicable to either traditional ideas about the philosopher and his work, or to what is commonly called philosophical doctrine.

Key words: DOUBLY REFECTED COMMUNICATION, INTERTEXTUALITY, SøREN KIERKEGAARD'S MARIONETTE THEATRE, WITHOUT AUTHORITY.


 

НЕОСТОИЦИЗМ ГИЙОМА ДЮ ВЭРА: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА

Мягкова Ольга Сергеевна — старший преподаватель кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус Шуваловский, г. Москва, Россия), тел.: +7 (916) 912-69-82; e-mail: myagkova.post@gmail.com

The Neostoicism of Guillaume du Vair: to the characteristic of historico-cultural context of the late Renaissance

Myagkova O.S.

Аннотация

В статье анализируется философская концепция неостоицизма Гийома дю Вэра, заключающая в себе не только систему теоретических взглядов мыслителя, но и практически ориентированную программу, направленную на преодоление актуальных для своего времени социальных противоречий. Феномен неостоицизма рассматривается как одно из значимых философских направлений позднего Возрождения и как неотъемлемый элемент интеллектуальной культуры Франции конца XVI - первой половины XVII в. Особое внимание в статье уделено анализу ключевых положений трактата «Моральная философия стоиков» (“La Philosophie morale des stoiques”, 1585).

Ключевые слова: ДЮ ВЭР, НЕОСТОИЦИЗМ, ПОЗДНИЙ РЕНЕССАНС, ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ, БЛАГО, РАЗУМ, КРАСНОРЕЧИЕ.

Summary

The article analyses the philosophical conception of the Neostoicism of Guillaume du Vair. His approach includes not only a theoretical system, but also practical goals, in order to overcome the social conflicts of his times. The phenomenon of neostoicism is considered in this paper as one of the relevant philosophical movements of the late Renaissance era and also as a significant part of the French intellectual culture at the end of the 16th century - first part of the 17th century. The analysis focuses on the crucial issues of the treatise “Philosophie morale des stoiques” (1585).

Key words: DU VAIR, NEOSTOICISM, LATE RENAISSANCE, CHRISTIAN MORAL, GOOD, REASON, ELOQUENCE.


 

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ И ДРАМАТУРГИИ Г. МАРСЕЛЯ

Кобринец Мария Александровна — преподаватель кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (963) 714-17-84; e-mail: maria.kobrinets@gmail.com

The everyday life in philosophy and dramaturgy of G. Marcel

Kobrinets M.A.

Аннотация

В статье рассматривается понятие повседневности в работах французского философа-экзистенциалиста Габриэля Марселя. Одна из самых очевидных его интерпретаций - негативная, согласно которой повседневность понимается как сфера, препятствующая движению от «я» к «ты» и устремлению к трансцендентному. В качестве второй трактовки автор пытается рассмотреть повседневность как неизбежный фон и ту среду, в которой случится встреча с «ты», в которой уже заключена возможность такой встречи. Обращение к материалам пьес «Семья Жорданов» (1919) и «Завтрашняя жертва» (1919) позволяет расширить и дополнить поставленную проблематику и продемонстрировать ее неоднозначность. В частности, оно дает нам основание для рассмотрения еще одного аспекта повседневного - как испытания человеческой способности к «расположенности» (disponibilité).

Ключевые слова: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ТЕАТР Г. МАРСЕЛЯ, ДРУГОЙ.

Summary

This article is concerned with the “everyday life” concept presented in the works of French existentialist philosopher Gabriel Marcel. One of the foremost interpretations of his research is negative. According to this interpretation everyday life is understood as a sphere that impedes the movement from “I” to “You” and aspiration to the transcendent. The second way of interpretation is the author’s effort to consider everyday life as an inevitable background and the environment where the meeting with “You” takes place. This environment already contains the possibility of such a meeting. Invocation of the plays “The Family of Jordans” (1919) and “Tomorrow’s Victim” (1919) allows us to expand and complete the raised problem and show up its ambiguity. In particular, it gives us reason to consider another one aspect of the everyday life as a proof of the human ability to “disposition” (disponibilité).

Key words: EVERYDAY LIFE, EXISTENTIALISM, G. MARCEL'S THEATER, OTHER.


 

ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЕСТРУКТИВНОСТИ: ОТ ФЕНОМЕНА МАРКИЗА ДЕ САДА К "АМЕРИКАНСКОМУ ПСИХОПАТУ" Б.И. ЭЛЛИСА

Кучерова Анастасия Валерьевна — аспирант кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (906) 517-64-04; e-mail: XSenseofme@yandex.ru

Literary and philosophical interpretations of destructiveness: from the marquis de Sade’s phenomenon to B.E. Ellis’s “American psychopath”

Kucherova A.V.

Аннотация

Философская мысль ХХ в. выделяет деструктивные стремления как неотъемлемую часть человеческой природы (З. Фрейд, Э. Фромм и др.), прорываясь вовне, они влияют на все функционирование социума. В статье выдвигается тезис о том, что возможной формой их проявления выступает психопатия - физиологически подтвержденный тип личности, модель поведения которого все больше поддерживается современным миром (Р.Д. Хаэр, К. Даттон). Впервые к психопатии как инструменту выражения новых идей обратился маркиз де Сад, сделавший психопатов главными героями своих сочинений. Современная философия придает психопатической деструктивности глубокое символическое содержание, трактуя ее как прорыв к истинной природе человека (Ж. Батай), произведения же литературы помещают эти идеи в реальный мир и логически их развивают, проблематизируя тем самым философские постулаты (Б.И. Эллис, Т. Харрис, Л. Шрайвер и др.).

Ключевые слова: ПСИХОПАТИЯ, ДЕСТРУКТИВНОСТЬ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, МАРКИЗ ДЕ САД, АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ, ЭЛЛИС, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТЬ, ТРАНСГРЕССИЯ.

Summary

The philosophical thought of the twentieth century identifies destructive tendencies as an integral part of human nature (Z. Freud, E. Fromm et al.). They break out and affect the entire functioning of society. The thesis that a possible form of their manifestation is psychopathy - a physiologically confirmed type of personality, whose behavior model is increasingly supported by the modern world (R.D. Hare, K. Dutton). For the first time, the marquis de Sade turned to psychopathy as a means for expressing new ideas, making psychopaths the main characters of his writings. If philosophy gives psychopathic destructiveness a deep symbolic content associated with a breakthrough to the true nature of man, works of literature place these ideas in the real world and develop them logically, thereby problematizing philosophical postulates (B.I. Ellis, T. Harris, L. Shriver et al.).

Key words: PSYCHOPATHY, DESTRUCTIVENESS, POSTMODERNISM, MARQUIS DE SADE, AMERICAN PSYCHOPATH, ELLIS, TRANSGRESSION.


 

ЭНДОГЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИТОГЕНЕЗА: ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ

Михайлов Андрей Игоревич — научный сотрудник лаборатории системного анализа Всероссийского научно-исследовательского института рыболовства и океанографии (107140, ул. Верхняя Красносельская, 17, г. Москва, Россия), научный сотрудник научно-образовательного цента Математического института им. В.А. Стеклова РАН (117966, ул. Губкина, 8, г. Москва, Россия), аспирант кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел: +7 (916) 701-64-59; e-mail: mikhailov1984@gmail.ru

The endogenous models of the origin of state: the limits of applicability

Mikhailov A.I.

Аннотация

Предметом настоящей работы является методологическое и содержательное исследование различных сценариев политогенеза, разработанных современной исторической социологией. Концепции происхождения государства разделяются на несколько типов. Экзогенные концепции рассматривают политогенез как результат взаимодействия обществ в ходе вооруженных конфликтов, эндогенные – как результат процессов внутри общества. В свою очередь можно выделить несколько основных типов моделей эндогенного политогенеза: одни из них исходят из того, что государство – результат конфликта между социальными группами внутри общества, другие – из определения государства как функционального органа регуляции общественных работ. Наконец, модели культурной эволюции объясняют возникновение государства ростом сложности общества. В данной статье исследуются взаимосвязи эндогенных теорий политогенеза. Отмечается, что, несмотря на субстанциональное единство, чисто эндогенных концепций недостаточно для объяснения всех исторических фактов, что обусловливает признание необходимости синтеза эндогенных и экзогенных концепций происхождения государства.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЛИТОГЕНЕЗ, РЕЦИПРОКНОСТЬ, РАННЕКЛАССОВЫЕ ОБЩЕСТВА, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ.

Summary

The subject of this paper is a methodological and substantive study of various scenarios of genesis of state developed by modern historical sociology. The concepts of the origin of the state are divided into several types. Exogenous concepts consider genesis of state as a result of interaction of societies during war conflicts. Endogenous concepts consider genesis of state as a result of processes within society. In turn there are several basic types of endogenous models of genesis of state. One group of models considers the state as a result of the conflict between social groups within society. Another group of models considers the state as a functional organ of regulation of public works. Finally, models of cultural evolution explain the emergence of the state by the increasing complexity of society. This article discusses the relationship of endogenous theories of genesis of state. It is noted that despite the substantial unity of purely endogenous concepts it is not enough to explain all historical facts, that causes the necessity to synthesize endogenous and exogenous concepts of the origin of the state.

Key words: PHILOSOPHY OF HISTORY, MODELS OF HISTORICAL PROCESS, GENESIS OF STATE, RECIPROCITY, EARLY CLASS SOCIETY, DEMOGRAPHIC DETERMINISM.


 

ДЖОЗЕФ БАТЛЕР КАК КРИТИК УТИЛИТАРИЗМА

Прокофьев Андрей Вячеславович — доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН (109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 г. Москва, Россия), тел.: + 7 (495) 697-93-78; e-mail: avprok2006@mail.ru

Joseph Butler as a critic of the protoutilitarianism

Prokofyev A.V.

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа критических аргументов британского теолога и морального философа Джозефа Батлера (1695-1752) против нормативной этики утилитаризма. При жизни Батлера эта концепция только начала свое формирование, будучи выраженной (1) в отдельных формулировках принципа наибольшего счастья у тех философов, этика которых была далека от утилитаризма, и (2) в концепциях нескольких англиканских теологов, которые в действительности основывали свои этические учения на принципе наибольшего счастья. Эту разнородную совокупность идей называют протоутилитаризмом. Наблюдая формирующуюся тенденцию, Батлер описал ее и попытался противопоставить ей набор контраргументов. Вслед за реконструкцией этого набора автор статьи критикует тезис Роберта Лаудена, что присутствующий в теологии Батлера образ Бога, целью которого является «произведение счастья», делает британского философа косвенным утилитаристом.

Ключевые слова: МОРАЛЬ, НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА, УТИЛИТАРИЗМ, ПРОТОУТИЛИТАРИЗМ, КРИТИКА УТИЛИТАРИЗМА, ДЖ. БАТЛЕР.

Summary

The paper analyzes critical arguments of the British theologian and moral philosopher Joseph Butler (1695-1752) against the utilitarian normative ethics. This model of normative ethics began to develop but was not articulated clearly in his lifetime. Some outstanding philosophers, far from being utilitarians at the core of their conceptions, proposed first formulae of the greatest happiness principle. Some Anglican theologians tried to build their ethical systems on the basis of this principle using the analogy between the benevolent God and a virtuous person. These ideas sometimes called the ‘protoutilitarianism’. Butler described the phenomenon and elaborated some counter-arguments against it. The author clarifies these criticisms and challenges the hypothesis of Robert Lauden that Butler’s understanding of God’s aim as the ‘production of happiness’ makes the philosopher an advocate of ‘an extreme form of oblique utilitarianism’.

Key words: MORALITY, NORMATIVE ETHICS, UTILITARIANISM, PROTOUTILITARIANISM, CRITIQUE OF UTILITARIANISM, J. BUTLER.