Содержание номеров

Текущие номера

С содержанием номеров текущего года, аннотациями статей, информацией об авторах, а также для получения доступа к полнотекстовым версиям статей вы можете перейти по ссылке в "Научную электронную библиотеку".

 


Информация о последнем номере

 

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ»: №6 (2018)

 

ИСКУССТВО И ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ К. МАРКСА

Андреев Андрей Леонидович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, тел.: +7 (926) 248-27-35; e-mail: sympathy_06@mail.ru

Кузнецова Татьяна Викторовна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-19-50; e-mail: estet@philos.msu.ru

Art and aesthetics in the context of the philosophy of history and social philosophy of Karl Marx

A.L. Andreev, T.V. Kuznetsova

Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические идеи Маркса, заложившие основы последующего развития марксистской философии искусства. Раскрывается преемственная связь между марксистской концепцией эстетического и интеллектуальной традицией немецкой классической философии, в частности с кантовской концепцией незаинтересованного любования, которую Маркс, однако, освобождает от налета некоторой идеалистической абстрактности и наполняет конкретным социальным содержанием. В статье показано, что эстетическое у Маркса не является феноменом только лишь объективного или только лишь субъективного порядка: его сущность определяется диалектическим взаимодействием субъекта и объекта в процессе чувственно-предметной деятельности человека, направленной на преобразование условий его существования. Вследствие этого эстетическая концепция у Маркса не является простым выводом из онтологии, теории познания и материалистического понимания истории. Ее следует рассматривать как одну из «составных частей марксизма». Авторы детально анализируют взгляды Маркса и Энгельса на сущность художественной деятельности, которая рассматривалась ими как особого рода производство (художественное производство), противопоставляя их точке зрения представителей вульгарно-социологического направления в теории культуры. Значительное место в статье уделено представлениям основоположников марксизма о соотношении художественного мышления и действительности, разработке ими вопросов реализма в искусстве.

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ КУЛЬТУРЫ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ПОЭТИЧЕСКОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ.

Summary

The article deals with the basic theoretical ideas of Marx, which laid the foundations for the subsequent development of Marxist philosophy of art. The author reveals the continuity between the Marxist concept of aesthetic and intellectual traditions of German classical philosophy, in particular, with the Kant’s concept of uninterested admiration, which Marx, however, frees from some idealistic abstractions and fills with concrete social content. The article shows that Marx’s aesthetic value is not a phenomenon of only objective or only subjective order: its essence is determined by the dialectical interaction of the subject and the object in the process of sensory-subject human activity aimed at transforming the condition of its existence. As a result, Marx’s concept of aesthetics is not a simple conclusion from ontology, theory of knowledge and materialistic understanding of history. It should be considered as one of the “components of Marxism”. The authors analyze in detail the views of Marx and Engels on the essence of artistic activity, which was considered by them as a special kind of production (art production) opposing these views to the point of view of representatives of the vulgar-sociological direction in the theory of culture. A significant place in the article is given to the views of the founders of Marxism on the relationship of artistic thinking and reality, the development of their issues of realism in art.

Key words: SOCIAL DETERMINATION OF CULTURE, AESTHETIC, POETIC, ARTISTIC THINKING, REALISM IN ART.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К. МАРКСА О ВНУТРЕННЕМ ИСТОЧНИКЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сегал Александр Петрович — кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: + 7 (903) 725-88-78; e-mail: segal.alexander@gmail.com

Formation of К. Marx’s ideas on the internal source of the society development

А.Р. Segal

Аннотация

В статье рассматривается становление взглядов К. Маркса на внутренний источник развития общества, на «самодвижение» его сущности. Наличие такового означает, что предмет представляет собой ставшее или становящееся органическое целое. Для каждой формы общества характерна своя конфигурация источников самодвижения, базирующаяся на общем принципе двойственности общественного производства: процесс труда (производства), общий для всех форм, осуществляется в определенной исторической форме. Автор считает, что Маркс оставался в рамках трехстадийной периодизации истории, но самую развитую форму «экономической общественной формации» — капитализм — исследовал как отдельный предмет, как «последнюю антагонистическую форму», которой «завершается предыстория человеческого общества». Выработав на этом материале методологию исследования двойственных процессов развития, Маркс готовился применить их к более широкому, масштабному процессу — переходу к «подлинной истории» человечества.

Ключевые слова: КАПИТАЛ, САМОДВИЖЕНИЕ, ПРЕДВИДЕНИЕ, ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ЯЗЫК.

Summary

The article deals with the formation of Marx’s views on the internal source of development of society, on the “self-movement” of its essence. The presence of such means that the object has become or is becoming organic whole. Each form of society has its own configuration of sources of self-movement, based, however, on the General principle of duality of the social production: the process of labor (production), common to all forms, is carried out in a certain historical form. The author considers that Marx remained within the framework of the three-stage periodization of history, but the most developed form of “economic social formation” — capitalism — was studied as a separate subject, as “the last antagonistic form” which “completes the prehistory of human society”. Having developed on this material a methodology for the study of dual processes of development, Marx was preparing to apply them to a broader, large-scale process — the transition to the “true history” of mankind.

Key words: CAPITAL, SELF-MOVEMENT, FORESIGHT, EVERYDAY CONSCIOUSNESS, TERMLOGY, LANGUAGE.


 

ПОСТСОВЕТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОГО МАРКСИЗМА: ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МАРКСИЗМА

Чэнь Хун — профессор Института марксизма Хайнаньского педагогического университета (КНР); e-mail: yweich@163.com

Барашкова Ольга Владимировна — магистр экономики, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-57-21; e-mail: olga_barashkova@mail.ru

Post-Soviet School of Critical Marxism: portrait in the interior of contemporary Russian Marxism

Chen Hong, O.V. Barashkova

Аннотация

В статье дана характеристика деятельности и проблематики исследований Постсоветской школы критического марксизма, работы представителей которой, подготовленные в течение периода постсоветских трансформаций в России, получили мировое признание. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между различными течениями внутри школы, а также характеристикам исследований школы с точки зрения окружения — как марксистского, так и немарксистского. Выделены ключевые отличительные черты школы с точки зрения применяемой методологии и исследовательской проблематики. Содержательно раскрыты достижения представителей школы в области реактуализации диалектического метода, развития марксистской теории человека и политико-экономического наследия марксизма применительно к решению современных проблем общественного развития.

Ключевые слова: МАРКСИЗМ, ПОСТСОВЕТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОГО МАРКСИЗМА, РЕАКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА, ДИАЛЕКТИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ, ГЕНЕЗИСА И «ЗАКАТА» ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ, ОТЧУЖДЕНИЕ, РАЗОТЧУЖДЕНИЕ.

Summary

The article describes the activities and scientific problems studied within the framework of the Post-Soviet School of Critical Marxism, whose work, prepared during the post-Soviet transformation in Russia, has gained worldwide recognition. Particular attention is paid to the relationship between different trends within the school, as well as the characteristics of the school’s research from the point of view of the environment — both Marxist and non-Marxist. The key characteristic features of the school are distinguished from the point of view of the applied methodology and research problems. The achievements of the school representatives in the field of the reactualisation of the dialectical method, the development of the Marxist theory of man and the political and economic legacy of Marxism as applied to the solution of modern problems of social development are described in detail.

Key words: MARXISM, POST-SOVIET SCHOOL OF CRITICAL MARXISM, THE REACTUALISATION OF THE DIALECTIC METHOD, DIALECTICS OF TRANSFORMATIONS, GENESIS AND ‘DECLINE’ OF SOCIAL SYSTEMS, ALIENATION, DISALIENATION.


 

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА: ВЗЕЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ МАРКСИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Яковлева Наталья Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-образовательного Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН, тел.: +7 (915) 473-50-90; e-mail: tetn@ yandex.

The contradictions of education of XXI century: a look through the prism of Marxist methodology

N.G. Yакоvlеva

Аннотация

Автор раскрывает философское и политико-экономическое содержание классического и современного марксистского взгляда на образование. В частности, показывается содержание этого феномена как процесса сотворчества, неотчужденного субъект-субъектного отношения, связь образования с проблемами гармоничного свободного развития личности и снятия отношений социального отчуждения. Показаны противоречия, характерные для системы образования в условиях позднего капитализма, и, в частности, проблемы бюрократизации, коммерциализации и менеджеризации образования.

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, МАРКСИЗМ, ВСЕСТОРОННЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ПОСТСОВЕТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОГО МАРКСИЗМА.

Summary

The author shows philosophical and political-economic content of classical and contemporary Marxist view on the education. He analyses the co-creation process of subject-object individual non-alienation, the connection of education and the problems of free all-round harmonic development of a person, and leaving behind the social alienation relations. The contradictions typical to education system of the epoch of late capitalism are shown as well as the problems of commercialization, burocratization and managerizationof education.

Key words: EDUCATION, BRINGING UP, PHILOSOPHY, POLITICAL ECONOMIC, ALL-ROUND HARMONIC DEVELOPMENT OF A PERSON, MARXISM, POST-SOVIET CRITICAL MARXISM SCHOOL.


 

СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И ВРЕМЕНИ В ЭКЗИСТЕЕЩИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ РОМАНА ИНГАРДЕНА

Штыков Дмитрий Романович — аспирант кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (926) 575-53-67; e-mail: dshtikov@gmail.com

The relationship between being and time in Roman Ingarden’s existential ontology

D.R. Shtукоv

Аннотация

Статья посвящена вопросу о взаимосвязи бытия и времени в сочинении Романа Ингардена «Спор о существовании мира». В работе рассматривается положение, согласно которому объяснение бытия-во-времени должно быть экзистенциально-онтологическим по своей природе. Для этого необходимо проанализировать экзистенциальное устройство предметности, чтобы выделить бытийные моменты, конфигурация которых определяет способ существования во времени. Основное содержание исследования заключается в описании экзистенциальных моментов, от которых зависит реальное бытие.

Ключевые слова: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ, ВРЕМЯ, СПОСОБЫ БЫТИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, БЫТИЙНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ, РЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ.

Summary

The article is dedicated to the question of the interrelation between being and time in Roman Ingardens work “Controversy over the Existence of the World”. The paper considers the thesis that the explanation of being-in-time must be existential-ontological in nature. For this purpose it’s necessary to analyze the objects existential framework in order to distinguish the existential moments, the configuration of which determines the mode of existence in time. Consequently, the main content of research consists in describing the existential moments upon which real existence depends.

Key words: EXISTENTIAL ONTOLOGY, TIME, MODES OF EXISTENCE, EXISTENTIAL MOMENTS, EXISTENTIAL CONFIGURATION, REAL BEING, ACTUALITY.


 

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ИСКУССТВЕННЫХ АГЕНТОВ

Шиллер Александра Викторовна — аспирант кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова», тел.: +7 (495) 939-24-09; e-mail: shffler.a@gmail.com

The role of cognitive-affective system as a factor of development of artificial agents architecture

A.V. Shillеr

Аннотация

Исследование воплощенного сознания (embodied cognition) может дать много данных для понимания человеческого процесса обработки информации и социального поведения, открыть новые пути и способы концептуализации и разработки вариантов воплощения искусственных когнитивных систем (в виде роботов и программ искусственного интеллекта). Однако необходимо принять во внимание, что (1) когнитивные процессы происходят в сложных условиях; (2) доступные данные по когнитивным процессам никогда не являются полными, качественными и достаточными; (3) когнитивные механизмы подвержены сильным влияниям по причине самой своей природы (особенностей сенсоров или механизмов, участвующих в этих процессах). Одним из источников влияний выступает эмоциональная регуляция деятельности, роль которой следует учитывать и включать в архитектуры агентов при разработке моделей ИИ. В связи с этим необходимо проанализировать преимущества и недостатки включения в модели агентов подверженных влияниям когнитивных архитектур.

Ключевые слова: СОЗНАНИЕ, ВОПЛОЩЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РАССУЖДЕНИЯ, ЭВРИСТИКИ, ЭМОЦИИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ, КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА.

Summary

The interest on embodied cognition provides more data for the understanding of human data-processing and social behavior. This understanding offers us new ways to conceptualize and to develop some architectures and embodiments for artificial cognitive systems (robots, AI). It is necessary to take into account that: 1) cognitive processes exist in complex environments, 2) the available data for cognitive systems are not full, enough and qualitative, 3) the cognitive mechanisms are biased because of the nature of input sensors or inner mechanisms. One of the sources of these biases is the emotional regulation, it’s important to take its role into consideration and to embed emotions into the architectures of artificial agents. Therefore, we need to analyze costs and benefits of implementing biased cognitive architectures into the models of artificial agents.

Key words: COGNITION, EMBODIED COGNITION, NATURAL REASONING, HEURISTICS, EMOTION, MODELLING OF EMOTIONS, COGNITIVE-AFFECTIVE ARCHITECTURE.


 

ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛЯ

Семенов Юрий Иванович — доктор исторических наук, профессор кафедры философии МФТИ, тел: +7(495) 408-57-31; e-mail: semenov-yu2013@yandex.ru

The concept of power and social will

Yu.I. Semenov

Аннотация

В статье детально анализируется понятие власти. Различается власть объективных сил над человеческими волями и власть одних воль над другими — волевая власть. Важнейшей формой волевой власти является социальная воля. В статье рассматриваются два изначальных вида социальной воли: табуитет и первобытная мораль. Табу — это негативная норма, представляющая собой запрет особого рода. Он с неизбежностью предполагает существование комплекса, включающего в себя три основных компонента: глубокое убеждение людей, принадлежащих к определенному коллективу, что совершение любым его членом определенных действий неизбежно навлечет не только на данного индивида, но и на весь коллектив какую-то страшную опасность, возможно, даже приведет к гибели их всех; чувство ужаса перед неведомой опасностью, которую навлекают известные действия людей на коллектив, и тем самым страха перед этими таящими опасность действиями; собственно запрет, норму. Наличие запрета говорит о том, что ни веры в опасность, навлекаемую данными актами поведения человека, ни чувства ужаса перед ней не было достаточно, чтобы отвратить людей от совершения рискованных действий.

Ключевые слова: ВЛАСТЬ ВООБЩЕ, ВЛАСТЬ ОБЪЕКТИВНЫХ СИЛ, ВОЛЕВАЯ ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛЯ, ТАБУИТЕТ, МОРАЛЬ, ПРАВО.

Summary

The article analyzes in detail the concept of power. The power of objective forces over human will and the power of some wills over others is differentiated. The most important form of the power of some wills over others is social will. The article discusses the two primary types of social will: the taboo and primitive morality. Taboo is a negative norm, which is a prohibition of a special kind. It inevitably assumes the existence of a complex that includes three main components. The first component is the deep conviction of people belonging to a certain collective that the fulfillment of certain actions by any of its members will inevitably bring not only this individual, but the entire collective, any terrible danger, perhaps even lead to the death of them all. The second component is a sense of horror of the unknown danger that certain actions of people bring to the collective, and thus the fear of these dangerous actions. The third component is the prohibition itself. The presence of the prohibition suggests that neither belief in the danger brought by these acts of human behavior, nor the sense of horror of it was enough to prevent people from committing dangerous acts.

Key words: POWER IN GENERAL, POWER OF OBJECTIVE FORCES, VOLUTIONAL POWER, SOCIAL WILL, TABOO, MORAL RIGHT.


 

СЛОВО В ИТАЛЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Майорова Екатерина Дмитриевна — аспирант кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7(915) 115-37-67; e-mail: kathrin-m@yandex.ru

The word in the Italian culture of Quattrocento

E.D. Mayorova

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению модусов существования словесных практик в Италии XIV-XV вв. и проблеме их соотношения с визуальными практиками, поиску взаимопересечений между моделями станковой картины и гуманистического диалога, а также анализу динамики между изображением и словом в культурной парадигме Ренессанса и визуальности как нового доминирующего вектора в культуре.

Ключевые слова: КВАТРОЧЕНТО, ГУМАНИЗМ, ЖИВОПИСЬ РЕНЕССАНСА, ЛИТЕРАТУРА РЕНЕССАНСА.

Summary

The article is dedicated to the study of existence mode of logo- and painting praxis during Quattrocento period, as well as to the problem of dynamics between them, their interaction and intercommunion, and their place in the culture of the Renaissance era.

Key words: QUATTROCENTO, HUMANISM, RENAISSANCE PAINTING, RENAISSANCE LITERATURE.