Содержание номеров

Текущие номера

С содержанием номеров текущего года, аннотациями статей, информацией об авторах, а также для получения доступа к полнотекстовым версиям статей вы можете перейти по ссылке в "Научную электронную библиотеку".


 

Информация о последнем номере

 

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ»: №1 (2019)

 

ПОНЯТИЕ ПРИЧИННОСТИВ РАННЕЙ ЙОГАЧАРЕ И УЧЕНИЕ О ТРЕХ ПРИРОДАХ

Бурмистров Сергей Леонидович — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, тел. (812) 315-8728; e-mail: s.burmistrov@hotmail.com

The concept of causality in the early Yogācāra and the teaching on the three natures

Burmistrov S.L.

Аннотация

В онтологии ранней йогачары tathatā, тождественная сознанию-сокровищнице, есть истинная реальность, познаваемая недискурсивно, т.е доступная лишь просветленному сознанию. То, что в онтологии есть сознание-сокровищница, с точки зрения эпистемологии, предстает как истинная природа (pariniṣpanna), над которой надстраиваются зависимая природа (paratantra как множество различий) и сконструированная природа (parikaplita, восприятие различий как реальных). Истинная реальность лежит вне сферы причинности, которая сама по себе относится к области зависимой и сконструированной природы.

Ключевые слова: ЙОГАЧАРА, СОЗНАНИЕ, ПРИЧИННОСТЬ, МАДХЬЯМАКА, БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ.

Summary

Tathatā in the early Yogācāra ontology is equivalent to store consciousness and is the only true reality that can be known without discursive instruments. From the point of view of epistemology this store consciousness is the true nature (pariniṣpanna), and the dependent (paratantra as a set of differentiations) and constructed (parikalpita, or perception of these differentiations as real) natures are superstructures over it. The true reality is beyond the sphere of causality, for the category of causality itself lies within the sphere of the dependent and constructed natures.

Key words: YOGĀCĀRA, MADHYAMAKA, CONSCIOUSNESS, CAUSALITY, BUDDHIST TEACHING OF EMPTINESS.


 

МЕСТО И РОЛЬ ТРАКТАТА «О ЛЮБЕЗНОСТИ» В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА: ОПЫТ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Вакулинская Александра Ивановна — аспирант кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (926) 080-93-58; e-mail: sasa-sa92@mail.ru

The role and position of the essay “On courtesy” in the philosophy of I.A. Ilyin: The experience of source study

Vakulinskaya A.I.

Аннотация

В статье рассматривается ранний период творчества И.А. Ильина, устанавливается связь между рядом работ философа, написанных в 1910–1918 гг., производится источниковедческий анализ трактата мыслителя «О любезности». На примере данной работы выявляется связь теоретического построения И.А. Ильина с концепциями Г. Зиммеля и З. Фрейда, представлениями неокантианского течения русской социологии. Проводится сопоставление трактата с концепцией символического взаимодействия Дж. Мида. Подчеркивается, что особенность работы философа заключается в сосредоточении внимания на душевном мире отдельной личности, его роли и способах защиты в процессе общения, результатом которого является взаимопроникновение душ. Проведенное исследование позволяет определить место концепции Ильина в его творчестве и социальной мысли начала XX в.

Ключевые слова: МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ, ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ.

Summary

This article is devoted to early period of work of I. A. Ilyin. In the article interrelation and connections are established among a few creations of the philosopher, issued in the period between 1910 and 1918.An analysis of sources of Ilyin’s essay “Regarding courtecy” is presented. Using this essay as an example, relations are outlined among Ilyin’s theoretical concepts and these of G. Zimmel and Z. Freud, as well as the ideas of the neo-kantianbranch in Russian sociology. A comparison is carried out between Ilyin’s article and the concept of symbolical interaction by J. Mid. It is stressed that the characteristic feature of the work of the philosopher is focus on the inner world of a single separate individual, his or her role and means of hedging in the process of communication, which results in mutual penetration of souls. The research has allowed to establish the place of the concept of Ilyin, devoted to the forms of communication, in the entire heritage of the thinker and in the social studies of the beginning of the XXth century.

Key words: THE MOSCOW SCHOOL OF LAW, INTERACTION, SOCIAL PSYCHOLOGY, FORMS OF COMMUNICATION, INNER LIFE OF INDIVIDUAL.


 

МУХАММАД АРКУН ОБ ИДЕЯХ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ И ПОИСКЕ СПАСЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ

Мухетдинов Дамир Ваисович — кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, ректор Московского исламского института, тел.: +7 (968) 878-71-11; e-mail: dmukhetdinov@gmail.com

Mohammed Arkoun about ideas of Salvation and Contemplate Life in Islamic thought

Mukhetdinov D.V.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению социально-философского учения франко-алжирского мыслителя и исламоведа Мухаммада Аркуна (1928–2010), которое фокусировано на идеях «счастливой» т.е. созерцательной жизни (vita contemplativa) и следующего за ней спасения души. Как показывает Аркун, эти идеи были значительно представлены в средневековой арабо-мусульманской мысли. Он полагал, что эти темы являются ключевыми для нее и оказываются ее высшим достижением, которое подверглось незаслуженному забвению. Эту забытую традицию Мухаммад называет «исламским гуманизмом». Автором рассматриваются концептуальная и историческая составляющая исследуемого Аркуном вопроса и сопутствующий ему «парадокс ислама».

Ключевые слова: ИСЛАМ, СПАСЕНИЕ, СЧАСТЬЕ, VITA CONTEMPLATIVA, ИСЛАМСКИЙ ГУМАНИЗМ, МУХАММАД АРКУН.

Summary

The article deals with the views of French-Algerian thinker and Islamic scholar on the role of Salvation and Contemplate Life (vita contemplativa) in Islamic thought. According to M. Arkoun, these topics occupy central place in the classical Islamic thought and have become its highest achievement, but were undeservedly forgotten. This lost tradition M. Arkoun calls «Islamic humanism». The author analyses conceptual and historical aspects of this matter and the socalled «Paradoxe of Islam».

Key words: ISLAM, SALVATION, CONTEMPLATION, VITA CONTEMPLATIVA, ISLAMIC HUMANISM, MOHAMMED ARKOUN.


 

БЫТЬ КАК DA: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Козолупенко Дарья Павловна — доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-23-14; petrovich.tr@gmail.com

To be as Da: anthropological aspects of M. Heidegger’s fundamental ontology

Kozolupenko D.P.

Аннотация

В статье рассматривается одно из центральных понятий фундаментальной онтологии М. Хайдеггера: понятие Da-sein. На основании анализа ряда как ранних, так и поздних работ немецкого философа делается вывод о неправомерности трактовки данного термина ни как «вот-бытие» (в силу пространственности и, как показывает авторский анализ, следовательно, вещности любого «вот»), ни как «присутствие» в том смысле, которое характерно для немецкого Dasein, т.е. божественного присутствия. Специфика человеческого бытия определяется через специфику Da в указанном термине и выявляет не только явную антропологичность фундаментальной онтологии, но и неклассичность этой антропологичности, сближающую ее с мифопоэтическим мировосприятием и современным неклассическим пониманием человека в философии.

Ключевые слова: DA-SEIN, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ, ПРИСУТСТВИЕ, НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ, РАСПОЛОЖЕНИЕ, МИР.

Summary

The article discusses one of the Central concepts of fundamental ontology of M. Heidegger: the concept of Da-sein. Based on the analysis of a number of both early and late works of the German philosopher concludes the illegality of the interpretation of the term either as “here-being” (the power of spatiality and, as the author’s analysis, hence thingness any “here”) or as “presence” in the sense that characteristic of the German Dasein, that is, of the divine presence. The specificity of human existence is defined through the specificity of Da in the term Da-sein and reveals not only the explicit anthropologically base of the fundamental ontology, but also explain in what sense this anthropological ontology is non-classical and what connecting it with the mythopoetical apprehension of the world and modern non-classical concept of man and contemporary understanding of human being in philosophy.

Key words: DA-SEIN, HUMAN EXISTENCE, PRESENCE OF, DETERMINATE HERE BEING, LOCATION, THE WORLD.


 

М. ХАЙДЕГГЕР И МАРБУРГСКОЕ НЕОКАНТИАНСТВО

Фомин Антон Львович — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-14-21; e-mail: ontol@philos.msu.ru

Heidegger and the Marburg School of neo-kantianism

Fomin A.L.

Аннотация

В предлагаемой вниманию читателя работе анализируются возможные причины, предопределившие скоротечный закат марбургского неокантианства. В качестве таковых называются отсутствие ярких личностей во главе школы, а также преданных учеников‑последователей, имевших желание подхватить знамя прославленной школы, приход к власти нацистов, финансовые проблемы, новые веяния философской моды. Отдельно разбирается противоречивая роль Хайдеггера как человека, который, с одной стороны, был воспитан в дружественной среде баденского неокантианства, а с другой — в своих рассуждениях 1920-х гг. подорвал устои марбургского подхода к интерпретации Канта, показал новые неожиданные возможности прочтения «Критики чистого разума».

Ключевые слова: ХАЙДЕГГЕР, НЕОКАНТИНСТВО, МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ.

Summary

In the present paper are analyzed the possible reasons of the rapid collapse of the Marburg neo-Kantianism. As such are called the absence of bright personalities at the head of the school, the absence of faithful followers who wanted to pick up the flag of the famous school, the coming to power of the Nazis, financial problems, new trends in philosophical fashion. Separately is investigated the controversial role of Heidegger as a person, on the one hand, who brought up in a friendly environment of Baden neo-Kantianism, on the other hand, a person who in his arguments of the 20s undermined the foundations of the Marburg approach to the interpretation of Kant, who showed a new unexpected possibility of reading the «Critic of pure reason».

Key words: HEIDEGGER, NEO-KANTIANISM, MARBURG SCHOOL OF NEO-KANTIANISM, THEORY OF KNOWLEDGE, FUNDAMENTAL ONTOLOGY.


 

НА ПУТИ К ОТКРЫТОЙ МАТЕМАТИКЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАКТИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ К СОЦИОЦИФРОВОЙ

Шапошников Владислав Алексеевич — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7(495)939-13-46; e-mail: shaposhnikov@philos.msu.ru

Towards open mathematics: The transformation of the practice of mathematical proof from individual to socio-digital

Shaposhnikov V.A.

Аннотация

В цифровой культуре математическая практика претерпевает существенные и далеко идущие изменения. В статье сделана попытка приглядеться поближе к тому, как меняется при этом представление математиков о природе и целях математического доказательства. Тема еще более сужена за счет выбора лишь одной из наличных тенденций, а именно усиления интереса к социальному и коммуникативному аспектам математического доказательства. В рамках этой тенденции математическое доказательство начинает осмысливаться как социоцифровое событие, поддерживающее понимание и сотворчество в сообществе, обеспечивающее социальную трансляцию методологии, а также вносящее вклад в коллективное обеспечение исторической стабильности математического знания. Современные математики, столкнувшись с «проблемой сложности» (Брайан Дэвис), стремятся, с опорой на адаптацию и дальнейшую разработку новейших цифровых технологий, перейти на новый уровень интеграции в рамках того, что может быть названо «открытой математикой» (Феликс Бройер). В этом контексте в статье предлагается взгляд на компьютер как на такое технологически эффективное соединение воедино действий многих людей, которое придает им видимость действий одного актора. Такой взгляд позволяет уйти от противопоставления компьютера человеку (как индивиду, так и социальной группе), а тем самым, и от противопоставления компьютерных доказательств и доказательств, полученных людьми, в математической практике.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, КОММУНИКАЦИЯ, ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА, КОМПЬЮТЕР.

Summary

In digital culture, mathematical practice undergo substantial and farreaching changes. In this paper, an attempt is made to scrutinize the changes in the mathematicians’ conception of the nature and purpose of mathematical proof. The theme is further narrowed by choosing only one trend within the framework just mentioned. This trend consists in intensified interest in social and communicative aspects of mathematical proof. Mathematical proof is understood as a socio-digital event which supports mutual understanding and co-creativity within the community, maintains the conveyance of methodology and contributes to the collective ways to guarantee the historical stability of mathematical knowledge. When facing “the problem of complexity” (E.B. Davies) contemporary mathematicians crave for reaching a new level of integration by adaptation and further development of brand-new digital technologies. The program can be identified as “open mathematics” (Felix Breuer). In this connection, I propose an account of the computer as a device for effective integration of multiple human actions to imitate an appearance of being produced by one actor. This account allows us to dispense with contrasting the computer with the human being(s) and thereby with the contrasting computer proofs with human proofs within the mathematical practice.

Key words: PHILOSOPHY OF MATHEMATICS, MATHEMATICAL PRACTICE, COMMUNICATION, DIGITAL CULTURE, COMPUTER.


 

СМЕРТЬ МАТЕМАТИКА?

Карамышев Илья Сергеевич — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (905) 631-05-23; e-mail: karamyshev.RF@yandex.ru

The death of the mathematician?

Karamyshev I.S.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о специфике авторства в математике, о влиянии новых возможностей формализации и алгоритмизации на роль и статус субъекта в процессе создания или отыскания новых математических результатов. Особое внимание уделено проекту Гильберта по формализации математики, теореме Гёделя о неполноте, алгоритму Тарского, гомотопической теории типов и проекту унивалентных оснований математики Воеводского.

Ключевые слова: СМЕРТЬ МАТЕМАТИКА, СМЕРТЬ АВТОРА, МАТЕМАТИКА, ФОРМАЛИЗМ ГИЛЬБЕРТА, ТЕОРЕМА ГЁДЕЛЯ, АЛГОРИТМ ТАРСКОГО, УНИВАЛЕНТНЫЕ ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ, ГОМОТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТИПОВ.

Summary

The article deals with the specificity of authorship in mathematics, the influence of new opportunities for formalization and algorithmization, on the role and status of the subject in the process of creating or finding new mathematical results. Particular attention is paid to the Hilbert’s project on the formalization of mathematics, Gödel’s incompleteness theorem, the Tarsky’s algorithm, the homotopy type theory, and the draft of the univalent foundations of the mathematics of Voevodsky.

Key words: THE DEATH OF THE MATHEMATICIAN, THE DEATH OF THE AUTHOR, MATHEMATICS, HILBERT’S FORMALISM, GÖDEL’S INCOMPLETENESS THEOREM, TARSKY’S ALGORITHM, UNIVALENT FOUNDATIONS OF MATHEMATICS, HOMOTOPY TYPE THEORY.


 

ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ ЛИ ЦЗЭХОУ

Чжан Жуньмэй — аспирант кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН; e-mail: runmei.zhang@yandex.com

The history of Chinese aesthetics — Li Zehou

Zhang Runmei

Аннотация

Ли Цзэхоу (李泽厚, 1930 г.р.) cчитается основоположником современной китайской практической эстетики, ученым, обладающим уникальными знаниями в области китайской науки о прекрасном. В данной работе проводится анализ первостепенных целей создания эстетики как научной дисциплины в Китае, а также шести наиболее значимых особенностей китайской эстетики: единство категорий мэй (красота, 美) и шань (добро, 善); единство чувства и этики; единство сознательного восприятия и интуитивного; единство Неба и человека; дух гуманистических ценностей древних китайцев; восприятие высшего уровня эстетической сферы в качестве высшей сферы человеческого бытия. Эти особенности китайской эстетики имеют большое значение для улучшения понимания сути китайской философии и эстетики.

Ключевые слова: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, ЛИ ЦЗЭХОУ, МЭЙ И ШАНЬ.

Summary

Li Zehou is considered the founder of modern Chinese practical aesthetics, and he has unique knowledge in the field of Chinese aesthetics. In this paper, we mainly research the process of creating a science of aesthetics and the six significant features of Chinese aesthetics: the unity of Mei and Shan; the unity of feelings and ethics; the unity of conscious perception and intuition; the unity of heaven and man; the spirit of the humanistic values of the ancient Chinese; the highest level of the aesthetic sphere as the higher sphere of human existence. These characteristics of Chinese aesthetics are of great importance for improving the understanding of the spirit of Chinese philosophy and aesthetics.

Key words: LI ZEHOU, THE HISTORY OF CHINESE AESTHETICS, PRACTICAL AESTHETICS, THE CHARACTERISTICS OF CHINESE AESTHETICS, MEI AND SHAN, THE UNITY OF HEAVEN AND MAN, HUMAN BEING.


 

«ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО» В ФИЛОСОФИИ С.Л. ФРАНКА

Хамидулин Артем Маратович — кандидат богословия, магистр профессионального обучения, аспирант НГПУ им. Козьмы Минина, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, тел.: +7 (910) 794-22-88; e-mail: captain.nemo.2012@yandex.ru

“Oceanic feeling” in the philosophy of S.L. Frank

Khamidulin A.M.

Аннотация

В статье рассматривается понимание мистических переживаний у С.Л. Франка. Для анализа его собственных мистических переживаний используется метафора «океанического чувства» как чувства сопричастности некоей тотальности бытия, что находит у мыслителя содержательное и метафорическое соответствие. Прослеживается динамика интерпретации Франком мистических переживаний на теоретическом уровне, отмечается соответствующее мироощущение мыслителя на практическом уровне.

Ключевые слова: С.Л. ФРАНК, ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО, МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, ИНТУИЦИЯ, АБСОЛЮТНОЕ, БОЖЕСТВЕННОСТЬ, РЕАЛЬНОСТЬ, МИСТИЦИЗМ, ФИЛОСОФИЯ.

Summary

The article deals with the understanding of mystical experiences in S.L. Frank. For analyzing his own mystical experiences, the metaphor of “oceanic feeling” is used as a sense of belonging to some totality of being, which finds the thinker a meaningful and metaphorical correspondence. The dynamics of SL’s interpretation is traced. Frank of mystical experiences on the theoretical level, the corresponding attitude of the thinker on a practical level is noted.

Key words: S.L. FRANK, OCEANIC FEELING, MYSTICAL EXPERIENCE, RELIGIOUS EXPERIENCE, INTUITION, ABSOLUTE, DIVINITY, REALITY, MYSTICISM, PHILOSOPHY.