Содержание номеров

Текущие номера

С содержанием номеров текущего года, аннотациями статей, информацией об авторах и полнотекстовыми версиями материалов вы можете ознакомиться как в соответствующих разделах нашего сайта, так и в научных электронных библиотеках - "eLIBRARY.ru" и "КиберЛенинка" .


 

Информация о последнем номере

 

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ»: №2 (2019)

 

«ФИЛОСОФИЯ МЫСЛИ» ПАРМЕНИДА: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Иванов Андрей Владимирович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, тел.: +7 (385) 266-93-70; e-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru

The “philosophy of thought” of Parmenides: the attempt of theoretical reconstruction

Ivanov A.V.

Аннотация

В статье теоретически реконструируется «философия мысли» Парменида. Показывается, что его принцип тождества бытия и мышления имеет феноменальный и ноуменальный аспекты. Идея Парменида, что в конструировании феноменального образа мира мысль имеет определяющее значение, перекликается с аналогичными идеями в философии Упанишад и будет развиваться в последующей философской и психологической традиции вплоть до настоящего времени. Ноуменальный аспект утверждает наличие области истинно сущей мысли, что непосредственно предшествует теории идей Платона. В статье доказывается, что атрибуты, которые Парменид приписывает сфере истинной мысли (несовместимость с небытием, неизменность, сверхвременность, неделимость, сферичность) имеют вполне рациональный смысл.

Ключевые слова: ПАРМЕНИД, БЫТИЕ, НЕБЫТИЕ, ТОЖДЕСТВО, МЫСЛЬ, «ФИЛОСОФИЯ МЫСЛИ».

Summary

The article theoretically reconstructs the “philosophy of thought” of Parmenides. It is shown that his principle of identity of being and thinking has phenomenal and noumenal aspects. The idea of Parmenides, that in the construction of the phenomenal picture of the world the thought plays the keyrole, correlates with the similar ideas in the philosophy of the Upanishads and will be developed in subsequent philosophical and psychological tradition up to the present time. The noumenal aspect asserts the existence of the sphere of true thought that precedes Plato’s theory of ideas. The article argues that the properties, which Parmenides attributes to the sphere of true thought (incompatibility with nonbeing, permanence, eternity, indivisibility, sphericity) have rational sense.

Key words: PARMENIDES, BEING, NONBEING, IDENTITY, THOUGHT, “PHILOSOPHY OF THOUGHT”.


 

ПРИЗНАКИ ПОСТХАЙДЕГГЕРИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Гиренок Федор Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-23-24; e-mail: girenok@list.ru

Signs of post-Heidegger thinking

Girenok F.I.

Аннотация

В статье анализируются принципы мышления, которые составили эпоху хайдеггерианского мышления Европы. Цель статьи — показать особенность философии после Хайдеггера. Принципы философии Хайдеггера сводятся к идее конечности существования человека и к пониманию человека как региона сущего. Автор рассматривает отношение Хайдеггера к коперниканcкому перевороту Канта и делает вывод, что Хайдеггер совершил антикантианский поворот в философии, а также что мышление после Хайдеггера, отказываясь от идеи фундаментальной онтологии, возобновляет исследование трансцендентальной субъективности. В статье предлагается новый способ прочтения знаменитых вопросов из кантовского «четырехугольника», а также высказывается предположение, что то, что Хайдеггер называл бытием, вполне можно назвать галлюцинацией.

Ключевые слова: ОНТОЛОГИЯ, БЫТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, АНТРОПОЛОГИЯ, ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ, КОНЕЧНОСТЬ, М. ХАЙДЕГГЕР, КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ.

Summary

In the article the principles of thinking which made an era of Heidegger thinking of Europe are analyzed. Article purpose — to show feature of philosophy after Heidegger. The principles of philosophy of Heidegger are reduced to idea of an finiteness of existence of the person and to understanding of the person as region real. The task of article consists in considering Heidegger’s attitude to Copernican revolution of Kant. In the article the conclusion that Heidegger made anti-Kantian turn in philosophy is drawn. In the article the idea that thinking after Heidegger, refusing idea of fundamental ontology is introduced, resumes research of transcendental subjectivity. In the article the new way of reading of the well-known questions from Kant «quadrangle» is offered, and also something is suggested about that, that Heidegger called life, it is quite possible to call a hallucination.

Key words: ONTOLOGY, BEING, THINKING, ANTHROPOLOGY, HALLUCINATION, FINITENESS, M. HEIDEGGER, COPERNICAN REVOLUTION.


 

УЧЕНИЯ О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ И ОПОСРЕДОВАННОМ ВОСПРИЯТИИ В БУДДИЙСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Чо Сунквон — аспирант кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (925) 281-92-88; e-mail: hyedham@gmail.com

Doctrines of direct and indirect perception in Buddhist epistemology by interpretation of Russian researchers

Cho Sungkwon

Аннотация

В статье анализируются подходы российских ученых, в частности В.Г. Лысенко, к учению о восприятии в буддийской hetuvidyā. Отображаются аспекты рассмотрения данной проблемы в трактатах Дигнаги, Прашастапады, Дхармакирти, Васубандху и комментариях Дхармоттары. Реконструируется логика выявления Лысенко в своих сочинениях основных отличий в рассмотрении Прашастападой и Дигнагой природы савикальпы и нирвикальпы, предпринята попытка сравнить подходы к интерпретации проблем восприятия Ф.И. Щербатского и В.Г. Лысенко, оцениваются их заслуги в исследовании проблем буддизма в России.

Ключевые слова: В.Г. ЛЫСЕНКО, HETUVIDYĀ, БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВАЙШЕШИКА, ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИНДИЙСКИХ ФИЛОСОФОВ.

Summary

The article describes the approaches of well-known Russian philosopher V.G. Lysenko to the analysis of problems of direct and indirect perception in Buddhist hetuvidyā, as well as the aspects of consideration of this problem in the treatises Dignaga, Prasastapada, Dharmakirti, Vasubandhu and comments Dharmottara. It is reconstructed the logic of identifying by V.G. Lysenko in his works of the main differences in the consideration by Prasastapada and Dignaga of the Savikalpa and Nirvikalpa nature, there is an attempt to compare approaches of F.I. Shcherbatsky and V.G. Lysenko to interpretation of problems of the perception and to assess their contribution to the study of the problems of Buddhism in Russia.

Key words: V.G. LYSENKO, HETUVIDYĀ, THE BUDDHIST DOCTRINE OF PERCEPTION, DIRECT AND INDIRECT PERCEPTION, SENSORY PERCEPTION, REALISTIC SCHOOL OF VAISHESHIKA, THE LOGIC-EPISTEMOLOGICAL HERITAGE OF INDIAN PHILOSOPHERS.


 

РЕГЕНЕРАТИВНАЯ МЕДИЦИНА — ПУТЬ К БИОЛОГИЧЕСКОМУ БЕССМЕРТИЮ ЧЕЛОВЕКА?

Хмелевская Светлана Анатольевна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7(495) 939-13-46; e-mail: xmelevsk@mail.ru

Regenerative medicine — a way to human biological immortality?

Khmelevskaya S.A.

Аннотация

Статья посвящена философским аспектам разработок в области регенеративной медицины, которые направлены на максимальное увеличение продолжительности человеческой жизни. Технологии этой активно развивающейся отрасли биомедицины уже сейчас способны привести к радикальному преобразованию вида Homo Sapiens. Это предельно актуализирует ряд фундаментальных естественнонаучных и философских проблем, среди которых особое место занимают вопросы о принципиальной возможности биомедицинского решения проблемы бессмертия, с одной стороны, и рисках, связанных с технико-технологическим подходом к человеку — с другой. В статье проводится философский анализ соотношения бессмертия и долголетия, а также перспектив достижения бессмертия путем бесконечного продления телесного существования человека благодаря регенеративным технологиям. В центре внимания находятся не столько биоэтические, сколько биофизические аспекты данной проблематики.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ, ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, БИОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА, СТАРЕНИЕ, РЕГЕНЕРАТИВНАЯ МЕДИЦИНА, ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ.

Summary

The article is devoted to the philosophical aspects of developments in the field of regenerative medicine, which are aimed at maximizing the duration of human life. Technologies of this actively developing branch of Biomedicine are already capable to lead to radical transformation of the species Homo Sapiens. This extremely actualizes a number of fundamental natural science and philosophical problems, among which a special place is occupied by questions about the possibility in principle of biomedical solutions to the problem of immortality, on the one hand, and the risks associated with the technical and technological approach to man, on the other. The article presents a philosophical analysis of the relationship of immortality and longevity, as well as the prospects of achieving immortality by the infinite extension of the physical existence of man through regenerative technologies. The focus is not so much on bioethics as on the biophysical aspects of the problem.

Key words: PHILOSOPHY OF SCIENCE, PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF MEDICINE, HUMAN CORPOREALITY, HUMAN BIOLOGICAL IMMORTALITY, AGING, REGENERATIVE MEDICINE, TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL APPROACH TO MAN.


 

ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК «ОЩУЩЕНИЕ КОНЦА»

Павлов Александр Владимирович — кандидат юридических наук, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник Института философии РАН, тел.: +7 (903) 775-23-66; e-mail: apavlov@hse.ru

Postmodernism as a “sense of the end”

Pavlov A.V.

Аннотация

Ключевой тезис статьи состоит в том, что эпоха, названная американским марксистом Фредриком Джеймисоном постмодернистской, может быть охарактеризована как «ощущение конца». И поскольку сам Джеймисон в книге «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» подробно не анализирует дискуссии о конце истории, идеологии и т.д., автор делает это вместо него, чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис. Рассматривая ключевые концепции дискуссий, проходивших в социальной, культурной и политической теории (конец идеологии, конец искусства, конец социального, конец истории), автор прослеживает их отношения с термином «постмодерн» и обнаруживает между концепциями не всегда заметные, порою слишком тонкие, но все же крепкие связи. В итоге делается вывод, что данные дискуссии, несмотря на то что они происходили в совершенно разных областях социального знания, создают «полярности» и образуют единое дискурсивное пространство, которое может быть охарактеризовано «дискурсивным полем постмодерна». Завершение дискуссий в самом начале XXI в. свидетельствует о переходе от постмодерна к новому этапу интеллектуальной истории.

Ключевые слова: ПОСТМОДЕРНИЗМ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ, ИСКУССТВО.

Summary

The key thesis of the article is that the epoch, defined by the American Marxist Fredric Jameson as postmodern, can be characterized as a “sense of the end”. And since Jameson himself in his book “Postmodernism, or the cultural logic of late capitalism” does not thoroughly analyze the discussions about the end of history, ideology, etc., the author does it instead of him to confirm or overturn this thesis. Considering the key concepts of the discussions that took place in social, cultural and political theory (the end of ideology, the end of art, the end of social, the end of history), the author traces their relationship with the term postmodern and discovers between the concepts not always noticeable, sometimes too fine, but still strong connections. As a result, it is concluded that these discussions, despite the fact that they took place in completely different areas of social knowledge, create “polarities” and form a single discursive space, which can be characterized as a “discursive field of postmodern”. The completion of the discussions at the beginning of the XXI century shows the transition from the postmodern to a new stage of intellectual history.

Key words: POSTMODERNISM, PHILOSOPHY OF CULTURE, SOCIAL PHILOSOPHY, POLITICAL PHILOSOPHY, IDEOLOGY, HISTORY, SOCIAL, ART.


 

ЦЕННОСТНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ ПРОФЕССОРА ЯН СЯОХУЭЙ (КНР))

Брызгалина Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел: +7 (495) 939-20-08; e-mail: phedu@philos.msu.ru


 

ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Ян Сяохуэй — директор Интеллектуальной базы по дисциплинарным инновациям современного нравственного воспитания подростков при Министерстве образования и Государственном управлении по делам иностранных специалистов КНР, директор Центра идеологического и политического воспитания Северо-восточного педагогического университета КНР; e-mail: yangsj@nenu.edu.cn

Values and education of values in modern China

Yang Xiaohui

Аннотация

Вопросы понимания ценностей и воспитания ценностного сознания являются вечной человеческой тематикой, они становятся еще более важными и актуальными в современном мире глобализации, информатизации, многообразия. Статья посвящена исследованию ценностей, а также теории и практике воспитания ценностных ориентаций в современном Китае, которые имеют истоки в китайской мудрости. Показано, что в научных кругах современного Китая понимание ценностей происходит, во-первых, с онтологической точки зрения, во-вторых, с системной точки зрения и связано с выделением свойств значимости и самобытности. Обосновано, что практика воспитания ориентации на базовые ценности связана с рядом принципов воспитания: принципом субъектности, принципом деятельности, принципом авторитета базовых ценностей. Особенностями системы воспитания ценностей в современном Китае являются ее комплексный характер, совместная работа разных субъектов воспитания, сильная политическая поддержка со стороны государства, наличие многообразных моделей формирования ценностно-ориентированного сознания (воспитание в аудитории, создание культурной среды, социальная практика). Особенности воспитания ценностей рассмотрены с учетом китайской специфики. Автором предложена модель анализа систем воспитания ценностно-ориентированного сознания: «два измерения—четыре категории».

Ключевые слова: СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ, ЦЕННОСТИ, БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ, ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ.

Summary

The issues of education of values are an eternal human theme. These issues become more currently important in the modern world of globalization and informatization. The article is devoted to the study of values and theory and practice of education of values in modern China, which have origins in Chinese wisdom. The research showed that in the scientific circles in modern China the understanding of values occurs from an ontological point of view and from a systemic point of view. This is due to the identification of the properties of significance and identity. The article substantiates that the practice of educating values is associated with a number of principles of upbringing: the principle of subjectivity, the principle of activity, the principle of the authority of basic values. The specificity of the system of education of values in modern China is its integrated character, the joint work of different subjects of education, strong political support from the state, the existence of diverse models of education of values (education in the classroom, the creation of a cultural environment, social practice). The article highlights the peculiarities of the upbringing of values with Chinese characteristics. The article proposes the author’s model of the analysis of systems of education of values: “two dimensions-four categories”.

Key words: MODERN CHINA, VALUES, BASIC VALUES, EDUCATION OF VALUES, SYSTEM OF EDUCATION.


 

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ И СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОДЫ В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ

Воинов Елисей Михайлович — аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: + 7 (977) 706-33-60; e-mail: voinov.elisey@yandex.ru

The constructivist and structuralist approaches in the methodology of religious studies

Voinov E.M.

Аннотация

Объектом данной статьи является методология религиоведческого исследования, а предметом — критерии отбора конкретных методик. Цель исследования — предложить эпистемологические основания конкуренции религиоведческих методов. В статье ставятся задачи поиска критериев отбора, обоснование необходимости принятия этих критериев, а также раскрытия их эвристического потенциала применительно к религиоведческому исследованию. Также предпринята попытка адаптировать ряд положений конструктивизма к религиоведческой проблематике и совместить ключевые элементы конструктивистского и структуралистского подходов, что составляет научную новизну. В итоге предлагается контурно очерченная методология, учитывающая, с одной стороны, специфику религиоведческого предмета, а с другой — современный контекст философии науки.

Ключевые слова: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, МЕТОДОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, КОНСТРУКТИВИЗМ, СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ.

Summary

The object of the article is the methodology of religious studies, and the subject is the criteria for the selection of its methods. The purpose of the research is to propose the epistemological grounds for the competition of methods in religious studies. The article sets tasks of finding selection criteria, of justifying the need to adopt these criteria, as well as the task of the disclosure of their heuristic potential in relation to religious studies. It is also attempted to adapt a number of constructivism provisions to religious problems and to combine the main elements of the constructivist and structuralist approaches. At the end of the article, a contour-delineated methodology is proposed, taking into account, on the one hand, the specifics of the religious study subject, and on the other, the modern context of the philosophy of science.

Key words: RELIGIOUS STUDIES, METHODOLOGY, PHILOSOPHY OF SCIENCE, CONSTRUCTIVISM, STRUCTURALISM, POSTSTRUCTURALISM.


 

ЖАН-КЛОД ЛАРШЕ И КОНЦЕПТ ДУХОВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Николай Александрович Редин — аспирант сектора философии религии Института философии РАН, тел: +7 (903) 592-08-58; e-mail: terani@list.ru

Jean-Claude Larchet and the concept of the spiritual unconscious

Redin N.A.

Аннотация

В настоящей статье анализируется та часть терапевтического подхода, разработанного французским философом и богословом Жан-Клодом Ларше в исследованиях на стыке теологии, философии, психологии и психиатрии, которая касается взаимодействия медицины и христианской традиции. В ходе исследования анализируется представление Ларше о болезни в отношении двух измерений человеческого существования: духовного и психического. Для этого показывается, в чем заключается особенность концепта духовного бессознательного, автором которого он и является.

Ключевые слова: ЖАН-КЛОД ЛАРШЕ, МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ, БОЛЕЗНЬ, АСКЕЗА, СТРАСТИ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Summary

In the paper I analyze the therapeutic approach developed by the French philosopher and theologian Jean-Claude Larchet at the intersection of theology, philosophy, psychology and psychiatry. I examine the question of the interaction between medicine and the Christian tradition as it Larchet sees. I raise the question of two dimensions of the illness according to Larchet: spiritual and mental. In order to show their relation I analyze the concept of the spiritual unconscious.

Key words: JEAN-CLAUDE LARCHET, MAXIMUS THE CONFESSOR, PSYCHOLOGY, PSYCHIATRY, ILLNESS, AUSTERITY, PASSION, UNCONSCIOUS.