2016 год №4

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ

Вархотов Тарас Александрович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495) 939-24-09; e-mail: varkhotov@gmail.com

Methodological potential of the “activity approach” in social sciences

Varkhotov T.A.

Аннотация

В статье анализируются возможности рецепции деятельностного подхода в методологии общественных наук. Проводится реконструкция методологического содержания деятельностного подхода и концепта «деятельность» в том виде, как он сложился в советской психологии в работах Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина. Обозначены особенности актуальной рецепции деятельностного подхода в России и за рубежом и основные траектории для реализации его потенциала в современных науках о человеке и обществе.

Ключевые слова: МЕТОДОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ПСИХОЛОГИЯ.

Summary

The article is devoted to the possibilities of using the activity approach in the methodology of the social sciences. The author reconstructs the methodological content of the activity approach and of ‘activity’ concept in the form in which they were developed in Soviet psychology in the works of L.S. Vygotsky and P.Y. Halperin. The author draws attention to the features of activity approach’s current perception in Russia and abroad, and outlines the paths for the realization of its potential in the modern sciences of man and society.

Key words: METHODOLOGY, PHILOSOPHY OF SCIENCE, ACTIVITY, ACTIVITY APPROACH, SOCIAL SCIENCES, PSYCHOLOGY.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИЛЛЮЗОРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Башарова Елизавета Анатольевна — аспирант кафедры философии Ивановского государственного университета, тел.: 8 (920) 355-22-49; e-mail: immortal.leslee@gmail.ru

The Formation and Development of illusion thinking among children

Basharova E.A.

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления иллюзорного мышления у детей. Автор анализирует формирование таких фундаментальных ограничений, как смерть, физические законы и мораль, которые начинают осознаваться в раннем детстве. В дальнейшем в зависимости от процесса социализации индивид выбирает ту или иную стратегию преодоления ограничений: науку, эскапизм или принятие. Религиозное воспитание в детском возрасте играет решающую роль в выборе одной из стратегий. Автор полагает, что научение ребенка религиозным практикам может привести к негативным последствиям в старшем возрасте. В статье делается вывод о невозможности понимания детьми концепций бога, смерти и морали в силу формирующегося мышления.

Ключевые слова: ЭСКАПИЗМ, ИЛЛЮЗОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ, РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ, МОРАЛЬ.

Summary

The article deals with the process of formation of illusory thinking among children. The author analyzes the origin of such fundamental limitations as death, physical laws and morality which have realized in early childhood. In future, depending on the process of socialization individual chooses a particular strategy to overcome the limitations: science, escapism or acceptance. Religious education in childhood plays a crucial role in the selection of a strategy. The author believes that the learning of religious practices in the childhood may lead to negative consequences in later life. The article concludes that children cannot understand abstract conceptions of God, morality and death due to emerging thinking.

Key words: ESCAPISM, ILLUSORY THINKING, MORALITY, RELIGIOUS MIND, PERCEPTION OF DEATH.

 


 

ОТ ИСТОРИИ СМЫСЛА К ЕГО МЕТАФИЗИКЕ: КРИТИКА РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ ХАНСА РОБЕРТА ЯУССА

Салин Алексей Сергеевич — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (903) 623-08-65; e-mail: alexsalin22@gmail.com

From historicity of sense to its metaphysics: critique of Hans Robert Jauss’ reception aesthetics

Salin A.S.

Аннотация

В данной статье рассматривается тема историчности смысла литературного текста в рецептивной эстетике Ханса Роберта Яусса. Пытаясь преодолеть метафизические предпосылки герменевтики Х.-Г. Гадамера, Х.Р. Яусс сам вводит в свою концепцию некоторые метафизические допущения. Они связаны прежде всего с тем, как Яусс определяет вводимое им понятие горизонта ожиданий и как он описывает влияние этого горизонта на процесс образования смысла литературного текста. Выявление и поиск возможностей устранения метафизических допущений рецептивной эстетики Х.Р. Яусса составляют основную задачу данной статьи.

Ключевые слова: РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА, ХАНС РОБЕРТ ЯУСС, ХАНС-ГЕОРГ ГАДАМЕР, ГЕРМЕНЕВТИКА, СМЫСЛ, ЛИТЕРАТУРА, ТЕКСТ, ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЙ.

Summary

This article concerns the theme of historicity of literary text’s sense in Hans Robert Jauss’ reception aesthetics. Trying to overcome the metaphysical presuppositions of Hans-Georg Gadamer’s hermeneutics, Hans Robert Jauss introduces some metaphysical assumptions into his conception as well. They are connected primarily with how Jauss defines his concept of horizon of expectations and how he describes the influence of this horizon over the process of shaping of literary text’s sense. The main aim of this article is to explicate the metaphysical assumptions in Hans Robert Jauss’ reception aesthetics and to find possibilities to eliminate them.

Key words: RECEPTION AESTHETICS, HANS ROBERT JAUSS, HANS-GEORG GADAMER, HERMENEUTICS, SENSE, LITERATURE, TEXT, HORIZON OF EXPECTATIONS.

 


 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ЭМИЛЯ БРЕЙЕ

Кротов Артем Александрович — доктор философских наук, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. 8 (495) 939-18-48; e-mail: krotov@philos.msu.ru

Emile Bréhier’s philosophy of the history of philosophy

Krotov A.A.

Аннотация

Статья посвящена анализу главных положений историко-философской концепции Э. Брейе, в рамках которой утверждается истолкование классического произведения как продолжающегося события, осуществляющего «конденсацию» духовных элементов культуры. Рассматриваются представления французского мыслителя об отсутствии линейного, последовательно прогрессивного движения в области истории философии, о развертывании в ней оригинальных ментальных структур. Разбираются взгляды Брейе на место истории философии в университетском преподавании. В статье акцентируется внимание как на проблемных точках концепции Брейе, так и на ее несомненных достижениях.

Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, ЭМИЛЬ БРЕЙЕ, ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Summary

This article analyzes the main positions of Bréhier’s concept of the history of philosophy. In his conception the classic work is interpreted as an ongoing event, carrying out the “condensation” of the spiritual elements of culture. Considered the ideas of French thinker about the lack of linear, sequentially progressive movement in the history of philosophy, about deploying in it the original mental structures. Analyzed Bréhier’s ideas about the role of the history of philosophy in university teaching. The article focuses both on the problematic points of Bréhier’s concept, and its undoubted achievements.

Key words: PHILOSOPHY OF THE HISTORY OF PHILOSOPHY, EMILE BRéHIER, FRENCH PHILOSOPHY, CONTEMPORARY PHILOSOPHY.

 


 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Сорина Галина Вениаминовн — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии языка и коммцникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495) 939-50-52; e-mail: phlc@philos.msu.ru

Костикова Анна Анатольевна — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495) 939-50-52; e-mail: akostikova04@yandex.ru

Theory and practice of public relations: philosophical approach

Sorina G.V., Kostikova A.A.

Аннотация

В статье анализируются философско-методологические основания связей с общественностью как отрасли, организующей современное социальное взаимодействие, в частности обусловленное определенной культурой, историей, экономикой. Исследуется специфика новейшего интереса к геобрендингу и роль нарратологических исследований в современной коммуникативистике. В исследовательский оборот введены результаты чтения межфакультетского курса по эффективной коммуникации сотрудниками кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ДИСКУРС, КОММУНИКАЦИЯ, ГЕОБРЕНДИНГ, СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Summary

The authors analyze philosophical and methodological grounds of public relations as a branch which organizes modern social interaction, in particular, caused by certain culture, history, and economics. They open the specifics of the newest interest in geobranding and the role of narratological research in modern communicativistics; use the results of lectures on effective communication delivered by the sub-faculty of philosophy of language and communication of the faculty of philosophy in Moscow State University.

Key words: PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS, DISCOURSE, COMMUNICATION, GEOBRANDING, PUBLIC RELATIONS.

 


 

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОПТИКИ CULTURAL STUDIES НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТЕАТРА НО ПЕРИОДА ЭДО

Бурыкина Александра Павловна — соискатель ученой степени кандидата наук кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (916) 630-97-63; e-mail: sashajenya@mail.ru

Peculiarities of research perspectives in cultural studies within the analysis of the Noh theatre in the Edo period Japan

Burykina A.P.

Аннотация

В статье предпринимается попытка показать специфику исследовательской оптики cultural studies на примере анализа монографии профессора философии Томаса Д. Лузера «Наблюдая вечность: эстетика, политика и история в театре Но в период раннего Нового Времени». Показано, что в монографии Лузера акцент сделан на оценке социально-политической роли и функций театра Но как культурного явления, в то время как традиционные для отечественных культурологических исследований темы остаются без внимания автора.

Ключевые слова: CULTURAL STUDIES, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЯПОНСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ, ТОМАС Д. ЛУЗЕР, ТЕАТР НО, ПЕРИОД ЭДО.

Summary

This article is an attempt to show the peculiarity of cultural studies research shown on the basis of professor Thomas D. Looser's work “Visioning Eternity: Aesthetics, Politics and History in the Early Modern Noh Theater”. His work emphasizes the sociopolitical role and functions of the Noh theatre as cultural phenomenon, while the themes traditionally required in Russian culturology remain without attention of the author.

Key words: CULTURAL STUDIES, CULTUROLOGY, JAPANESE PERFORMING ARTS AND PHILOSOPHY, THOMAS D. LOOSER, NOH THEATRE, EDO PERIOD.

 


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДОГМЫ

Канаков Дмитрий Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II», тел.: 8 (495) 684-24-67; e-mail: dkanakov@yandex.ru

Definition of religious dogma

Kanakov D.V.

Аннотация

В настоящей статье формулируется общее понятие «религиозная догма», которое охватывает основоположения различных религий. Рассматривается понимание догмы в религиозно-философской литературе, где оно представлено в основном в двух качествах. В широком смысле догма выступает в качестве существенного элемента христианского вероучения, абсолютно авторитетного для всех верующих, что синонимично термину латинского происхождения «доктрина»; в узком же смысле слова догмами называются особые вероопределения по конкретным вопросам, принятые церковными соборами. Анализируется понимание религиозной догмы в научной литературе, где догма рассматривается в основном в аспекте выполняемой ей психологической функции в мышлении верующих. Предлагаемое научное определение понятия религиозной догмы может быть использовано в религиоведческих исследованиях.

Ключевые слова: ДОГМА, ДОГМАТ, РЕЛИГИОЗНАЯ ДОГМА, РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ.

Summary

In this paper author formulates general concept of religious dogma that covers the basic principle of different religions. In the religious and philosophical literature the dogma is usually considered in two qualities. To wide extent the dogma serves as an essential element of the Christian faith, it is absolutely authoritative for all believers and it is called Christian doctrine. In the narrow sense of the word dogma is called the decree of a church council on specific issues. It is cognitive to do analyse the sense of religious dogma in the scientific literature where dogma is seen mainly as psychological function in the thinking of the faithful. We proposed scientific definition of religious dogma that can be used in religious studies.

Key words: DOGMA, RELIGIOUS DOGMA, RELIGIOUS CONSCIOUSNESS.

 


 

КОНЦЕПЦИЯ ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Тициан Андрей Эдуардович — аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (903) 797-92-82; e-mail: oren-konsp@yandex.ru

The concept of desecularization in the sociology of religion

Titsian A.E.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается концепция десекуляризации, предложенная рядом ученых как на Западе, так и в России для объяснения тенденций постепенного роста влияния религии на общественную жизнь. Вывод работы состоит в том, что концепция десекуляризации является гипотезой ad hoc, призванной объяснить факты, не укладывающиеся в рамки старого и сфальсифицированного представления о секуляризации, суть которого сводится к утверждению, что «модернизация» порождает полный и необратимый упадок религии. В существующем виде эта гипотеза неадекватно интерпретирует происходящие процессы по причине ее неразрывной связи с теоретическими рамками устаревшего представления о секуляризации и подходит только в качестве простого термина описания.

Ключевые слова: СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.

Summary

In this article the author considers the concept of desecularization, suggested by a number of scholars both in the West and in Russia in order to explain current tendencies of gradually increasing religious influence on a social life. The author comes to the conclusion that the concept of desecularization is an ad hoc hypothesis, which has been developed to manage some new facts, which are unexplainable within the old and falsified variant of the theory of secularization. That variant of the theory of secularization declares that the process of “modernization” inevitably causes decline of religion in all senses. In its current form the desecularization hypothesis inadequately interprets ongoing processes because of its integral connection with the theoretical framework of the old concept of secularization and fits only like a simple term of description.

Key words: SECULARIZATION, DESECULARIZATION, POST-SECULAR, RELIGION, RELIGIOSITY, SOCIOLOGY OF RELIGION.