Кафедра философии языка и коммуникации
Заведующий кафедрой - кандидат философских наук, доцент Костикова Анна Анатольевна
Главная задача кафедры заключается в развитии актуального направления современной философии - философии языка и коммуникации
Этому служит разработка и преподавание курсов по философии языка, теории коммуникации (в том числе массовой), прикладным аспектам современной философии текста и философской семиотики, проведении научных исследований, в том числе в рамках международных программ.
В общих курсах, курсах специализации, в рамках подготовки кандидатских диссертаций, дипломных и курсовых работ, в системе методологических семинаров, круглых столов и научных конференций разрабатывается проблематика коммуникации, текста и медиа, подготовка специалистов в сфере коммуникации.
В научно-исследовательской области на кафедре разрабатывается комплексный план исследований по истории философии языка как аналитической, так и европейской традиций, организованы регулярный круглый стол с приглашением ученых факультета, университета и вузов-партнеров по проблемам философии языка и методологический межкафедральный семинар по проблемам философии научного языка философии «Бытие понятия в культуре». Кафедра активно участвует в межфакультетском семинаре по проблемам современной коммуникации (совместно с факультетом журналистики и кафедрой философии гуманитарных факультетов). Особое внимание уделено разработке приложений философии языка и коммуникации и теории принятия решений в компьютерных науках, социологических приложений, приложений философии коммуникации и теории принятия решений в области образования с привлечением к работе студентов и аспирантов кафедры.
На кафедре реализуется два направления подготовки: «Философия» и «Реклама и связи с общественностью». На направлении «Реклама и связи с общественностью» реализуется одноименная образовательная программа подготовки бакалавров и образовательная программа подготовки магистров «Стратегический консалтинг в сфере рекламы и связей с общественностью».
Направление «Философия».
Специализация реализуется для бакалавриата и магистратуры философского факультета.
В рамках направления читаются такие общефакультетские курсы, как «Теория коммуникации», «Основы принятия решений» и «Семиотика», соответствующие современным международным тенденциям и современному международному уровню. Программа специализации по кафедре философии языка и коммуникации включает такие специальные курсы, как «Философия эпохи постмодерна», «Философия языка 20 века: от Бахтина до Кристевой», «Проблема автора в истории философии», «Индивидуальный язык у Л. Витгенштейна», «Тема достоверности в поздней философии Л. Витгенштейна» и другие. Развивая традиции межкафедрального сотрудничества, кафедра предлагает целевые спецкурсы для студентов, специализирующихся по другим кафедрам: «Основы принятия решений», «Гендерные аспекты философии языка», «Менеджмент цифровых проектов» и др. Кафедра читает межфакультетские курсы, такие как «Успешные коммуникационные стратегии и технологии искусственного интеллекта» и «Конструирование виртуальных миров: игра, фантастика, футурология, нейросеть».Кафедра философии языка и коммуникации образована на философском факультете по решению Ученого Совета МГУ имени М.В.Ломоносова и инициативе декана факультета члена-корреспондента РАН, профессора В.В.Миронова приказом по МГУ № 974 от 10 декабря 2008 года.
Направление «Реклама и связи с общественностью».
Кафедрой философии языка и коммуникации реализуется уникальная в рамках МГУ образовательная программа, позволяющая продуктивно использовать современные гуманитарные и социальные знания в области теории и практики коммуникации. Направление как дает фундаментальную теоретическую основу в сфере массовых коммуникаций, медиа и рекламы, так и практическое понимание профессиональной деятельности специалиста в области рекламы и связей с общественностью. Направление «Реклама и связи с общественностью» базируется на философском факультете, студентам читаются курсы по истории философии, логике, социальной философии, что формирует критическое мышление и позволяет нестандартно подходить к решению задач.
Программа курсов разработана с участием крупнейших специалистов в области рекламы, теории коммуникации и практического PR. Студенты знакомятся с теорией и практикой связей с общественностью, их историей, изучают социологию и психологию массовой коммуникации, осваивают маркетинг и менеджмент, приобретают знания и опыт в медиапланировании, журналистике и искусстве, овладевают навыками публичных выступлений и аргументации. Особенностью программ, предлагаемых кафедрой, является приглашение в качестве преподавателей практикующих экспертов в данной отрасли, исследователей коммуникации, рекламы и медиа, разрабатавших авторские курсы. реальных экспертов в данной предметной области широко спектра специализаций.
В рамках программы реализуется интенсивная подготовка к профессиональным конкурсам и научно-исследовательской деятельности, вовлечение в профессиональное сообщество, студенты активно участвуют в организации отраслевых мероприятий. Выпускники программы востребованы в организационно-управленческой, коммуникационной, проектной, рекламно-информационной, рыночно-исследовательской и прогнозно-аналитической, информационно-технологической сферах деятельности.
Студентам бакалавриата читаются такие курсы, как «Теория коммуникации», «История рекламы и связей с общественностью», «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика масс-медиа», Мультимедийные технологии в рекламе и связях с общественностью», «Медиааналитика», «Маркетинг в социальных медиа», «Структура отделов по связям с общественностью», «Социология средств массовой информации», «Правовые основы бизнеса», «Персональный бренд и лидеры общественного мнения», «Организация и проведение коммуникационных кампаний» и другие. Подробную информацию о плане и условиях приема в бакалавриат можно узнать на странице приемной комиссии философского факультета.
Студенты образовательной программы магистратуры «Стратегический консалтинг в сфере рекламы и связей с общественностью»изучают актуальные в отрасли дисциплины: методики и технологии работы с ИИ, событийный менеджмент, СММ- и инфлюенс-маркетинг, геобрендинг и продвижение территорий, управление имиджем и репутацией, визуальные коммуникации, социальный и эмоциональный интеллект. Подробную информацию о плане и условиях приема в магистратуру можно узнать на странице приемной комиссии философского факультета.
Профессиональные компетенции выпускников позволяют вести организационно-управленческую, коммуникационную, проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Кафедра в рамках направления «Реклама и связи с общественностью» реализует программу профессиональной переподготовки.
О внеучебной деятельности
Студенческая жизнь в стенах Университета — это не только лекции и семинары, но и множество научных мероприятий и клубов по интересам. Например, на кафедре философии языка и коммуникации действует Киноклуб, в рамках которого проходят показы киноновинок и ретроспективы и оживленные обсуждения, а также PR-клуб, занимающийся организацией ивентов. PR-клуб уже пригласил в стены факультета таких интересных спикеров как Татьяна Шахнес, Даниил Костинский, Кира Андреева, Максим Задворный и многих других.
У студентов есть возможность стать частью SMM-команды философского факультета и реализовать себя как контент-мейкера: фотографа, копирайтера или дизайнера, что является отличным опытом и страницей в портфолио.
На базе направления для старшеклассников работает «Школы будущего специалиста по рекламе и PR». Школа дает возможность познакомиться с азами профессии специалиста по связям с общественностью, основными профессиональными дисциплинами образовательной программы. В рамках школы проводятся лекции и дискуссионные практикумы от преподавателей программы, увлекательные мастер-классы ведущих PR-специалистов, знакомящие слушателей с последними разработками в области практического пиара.
Студенты направления регулярно участвуют в профессиональных конкурсах, таких как «Хрустальный апельсин», «Серебряный лучник», «МИКС», и добиваются отличных результатов.
История кафедры
Кафедра философии языка и коммуникации образована на философском факультете по решению Ученого Совета МГУ имени М.В.Ломоносова и инициативе декана факультета члена-корреспондента РАН, профессора В.В.Миронова приказом по МГУ № 974 от 10 декабря 2008 года.
Организация новой кафедры была обусловлена не только спецификацией соответствующего поля философских исследований, но и насущными потребностями развития образования на философском факультете: необходимостью рассмотрения коммуникационных приложений философии языка, с одной стороны, и фундаментализации подготовки специалистов по связям с общественностью, возложенной на факультет, с другой стороны.
Организация новой кафедры была обусловлена не только спецификацией соответствующего поля философских исследований, но и насущными потребностями развития образования на философском факультете: необходимостью рассмотрения коммуникационных приложений философии языка, с одной стороны, и фундаментализации подготовки специалистов по связям с общественностью, возложенной на факультет, с другой стороны.