ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА

Следует отметить, что поставленные в Программе развития факультета стратегические цели и задачи на прошедший период в целом достигнуты. 

Стратегической целью развития философского факультета на современном этапе является участие в поэтапном выполнении Программы развития МГУ до 2030 г. с ориентацией на Миссию Университета и систему национальных приоритетов. Достижение этой цели предполагает, во-первых, ориентацию в учебной, научной и просветительской деятельности на глобальные вызовы современности, философское осмысление

  • социально-политических трансформаций и их последствий,
  • развития цифровизации и проекта искусственного интеллекта,
  • исследований мозга, сознания и когнитивных способностей человека;
  • социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт.

Во-вторых, достижение этой цели предполагает сохранение классических традиций философского образования и науки, ориентированных на изучение вековечных философских проблем, что в немалой степени обеспечивает специфику философского знания и самой философии как мировоззренческой науки. 

Такая двуединая цель служит залогом поступательного развития философского факультета, обеспечивая гармоничное сочетание инноваций как механизма развития и традиций как его надежного фундамента. Достижение этой цели предполагает поэтапное решение следующих групп задач.

 

1. Развитие направлений и форм образовательной деятельности факультета, что предполагает:

  1. Продолжение актуализации и совершенствования образовательных программ с учетом изменений системы российской высшей школы, что потребует:
    1. Разработки обновленных учебных траекторий непрерывного шестилетнего образования (интегрированный магистр / специалист) с учетом классических образцов и современных достижений кафедр и научных центров факультета.
    2. Возрождения системы координационных советов образовательных программ и их масштабирование на все реализуемые факультетом программы.
    3. Реструктуризация учебно-методической комиссии факультета с выделением подкомиссий по направлениям подготовки и расширением перечня компетенций.
    4. Воссоздания института штатных специалистов по методической работе на кафедрах.
    5. Стимулирования индивидуальных учебных траекторий, активизации и расширения института тьюторства. 
  2. Углубление профилизации образовательных программ, в том числе на первом уровне высшего образования, увеличение объемов практикоориентированных элементов учебных программ, ориентация на потребности рынка труда, обеспечение связи школа-вуз-работодатель. При реализации данной задачи большое значение имеет включение факультета в разработку и коррекцию профессиональных стандартов, которые имеют значение для трудоустройства и самореализации выпускников факультета, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “г” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года
  3. Выстраивание систематической обратной связи между всеми сторонами учебного процесса, в том числе путем регулярного анкетирования и опросов обучающихся, преподавателей кафедр, привлечении представителей работодателей для оценки качества подготовки выпускников и содержания образовательных программ.
  4. Ревизия видов и практик научно-исследовательской работы обучающихся и принципов научного руководства с учетом актуальных изменений информационной образовательной среды, внедрения технологий искусственного интеллекта.
  5. Расширение форм и объемов профориентационной работы с абитуриентами с более активным вовлечением кафедр и научных центров факультета, в том числе за счет формирования профессионально ориентированных сообществ школьников старших классов, адресной работы с ведущими общеобразовательными учреждениями страны, российскими регионами, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “е” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
  6. Продолжение и расширение поддержки студенческого самоуправления, полномерная реализация квоты обучающихся в составе ученого совета, привлечение студентов и аспирантов к работе административных отделов факультета для приобретения реального опыта участия в управлении образовательными и научными процессами. 
  7. Содействие формированию сообщества выпускников философского факультета, в том числе за счет более активной реализации мер поддержки трудоустройства, стимулирования целевого набора и внедрения программы мониторинга карьерных треков выпускников на протяжении 5 лет после окончания факультета. Поддержка воссоздания ассоциации выпускников факультета. 
  8. Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского и научного состава факультета, в том числе, за счет создания условий и поощрения содержательного повышения квалификации и внедрения грантовых конкурсов на разработку и чтение учебных курсов. Формирование кадрового резерва кафедр, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “и” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
  9. Формирование единой экосистемы профориентации и довузовской подготовки, нацеленной на привлечение заинтересованной и одаренной молодежи на программы бакалавриата философского факультета

 

2. Повышение качества научной работы на факультете, основанное на

  • учете приоритетных направлений научно-технического развития РФ и создание с этой целью межфакультетских и межкафедральных научных коллективов для выполнения комплексных междисциплинарных исследований;
  • расширении участия сотрудников факультета в деятельности научно-образовательных школ МГУ;
  • повышение авторитета и статуса научных журналов, издаваемых на факультете, в первую очередь — журнала «Вестник МГУ. Серия 7: Философия»;
  • создании системы научно-образовательных семинаров студентов старших курсов, аспирантов и молодых ученых, преследующей цели интенсификации научной работы талантливой молодежи и повышения количества и качества защищаемых в срок кандидатских диссертаций;
  • совершенствовании деятельности по привлечению дополнительного финансирования научных исследований на факультете, в первую очередь за счет грантовой поддержки научных проектов;
  • планомерном обновлении состава диссертационных советов за счет реализации научного потенциала кадрового состава факультета и привлечения ведущих учёных – штатных сотрудников иных подразделений МГУ или внешних организаций для обеспечения комплексного продвижения и защиты диссертационных исследований и раскрытия возможностей междисциплинарного синтеза.

 

3. Интенсификация международных связей в областях науки и образования, включающая

  • расширение международных контактов для обеспечения академической мобильности и проведения совместных научных исследований;
  • разработку и открытие совместных и сетевых образовательных программ для иностранных учащихся;
  • совершенствование работы по набору на существующие программы и поддержке адаптационных мероприятий для иностранных учащихся;
  • развитие международных партнерских соглашений для расширения базы практик, летних студенческих школ и факультативных практических занятий.

 

4. Совершенствование системы социальной поддержки сотрудников философского факультета и развития кадрового потенциала, что означает

  • разработку и внедрение комплекса мер, направленных на повышение уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников факультета;
  • дальнейшее совершенствование гибкой системы финансирования, основанной на использовании привлеченных и внебюджетных средств; 
  • оптимизацию кадрового состава факультета, направленную на его постепенное омоложение;
  • развитие структурной организации факультета;
  • развитие системы эффективных контрактов и индивидуальных соглашений, содействующей повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников.