ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА
Следует отметить, что поставленные в Программе развития факультета стратегические цели и задачи на прошедший период в целом достигнуты.
Стратегической целью развития философского факультета на современном этапе является участие в поэтапном выполнении Программы развития МГУ до 2030 г. с ориентацией на Миссию Университета и систему национальных приоритетов. Достижение этой цели предполагает, во-первых, ориентацию в учебной, научной и просветительской деятельности на глобальные вызовы современности, философское осмысление
- социально-политических трансформаций и их последствий,
- развития цифровизации и проекта искусственного интеллекта,
- исследований мозга, сознания и когнитивных способностей человека;
- социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт.
Во-вторых, достижение этой цели предполагает сохранение классических традиций философского образования и науки, ориентированных на изучение вековечных философских проблем, что в немалой степени обеспечивает специфику философского знания и самой философии как мировоззренческой науки.
Такая двуединая цель служит залогом поступательного развития философского факультета, обеспечивая гармоничное сочетание инноваций как механизма развития и традиций как его надежного фундамента. Достижение этой цели предполагает поэтапное решение следующих групп задач.
1. Развитие направлений и форм образовательной деятельности факультета, что предполагает:
- Продолжение актуализации и совершенствования образовательных программ с учетом изменений системы российской высшей школы, что потребует:
- Разработки обновленных учебных траекторий непрерывного шестилетнего образования (интегрированный магистр / специалист) с учетом классических образцов и современных достижений кафедр и научных центров факультета.
- Возрождения системы координационных советов образовательных программ и их масштабирование на все реализуемые факультетом программы.
- Реструктуризация учебно-методической комиссии факультета с выделением подкомиссий по направлениям подготовки и расширением перечня компетенций.
- Воссоздания института штатных специалистов по методической работе на кафедрах.
- Стимулирования индивидуальных учебных траекторий, активизации и расширения института тьюторства.
- Углубление профилизации образовательных программ, в том числе на первом уровне высшего образования, увеличение объемов практикоориентированных элементов учебных программ, ориентация на потребности рынка труда, обеспечение связи школа-вуз-работодатель. При реализации данной задачи большое значение имеет включение факультета в разработку и коррекцию профессиональных стандартов, которые имеют значение для трудоустройства и самореализации выпускников факультета, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “г” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года
- Выстраивание систематической обратной связи между всеми сторонами учебного процесса, в том числе путем регулярного анкетирования и опросов обучающихся, преподавателей кафедр, привлечении представителей работодателей для оценки качества подготовки выпускников и содержания образовательных программ.
- Ревизия видов и практик научно-исследовательской работы обучающихся и принципов научного руководства с учетом актуальных изменений информационной образовательной среды, внедрения технологий искусственного интеллекта.
- Расширение форм и объемов профориентационной работы с абитуриентами с более активным вовлечением кафедр и научных центров факультета, в том числе за счет формирования профессионально ориентированных сообществ школьников старших классов, адресной работы с ведущими общеобразовательными учреждениями страны, российскими регионами, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “е” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
- Продолжение и расширение поддержки студенческого самоуправления, полномерная реализация квоты обучающихся в составе ученого совета, привлечение студентов и аспирантов к работе административных отделов факультета для приобретения реального опыта участия в управлении образовательными и научными процессами.
- Содействие формированию сообщества выпускников философского факультета, в том числе за счет более активной реализации мер поддержки трудоустройства, стимулирования целевого набора и внедрения программы мониторинга карьерных треков выпускников на протяжении 5 лет после окончания факультета. Поддержка воссоздания ассоциации выпускников факультета.
- Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского и научного состава факультета, в том числе, за счет создания условий и поощрения содержательного повышения квалификации и внедрения грантовых конкурсов на разработку и чтение учебных курсов. Формирование кадрового резерва кафедр, что будет содействовать достижению целевых показателей 3, “и” развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
- Формирование единой экосистемы профориентации и довузовской подготовки, нацеленной на привлечение заинтересованной и одаренной молодежи на программы бакалавриата философского факультета
2. Повышение качества научной работы на факультете, основанное на
- учете приоритетных направлений научно-технического развития РФ и создание с этой целью межфакультетских и межкафедральных научных коллективов для выполнения комплексных междисциплинарных исследований;
- расширении участия сотрудников факультета в деятельности научно-образовательных школ МГУ;
- повышение авторитета и статуса научных журналов, издаваемых на факультете, в первую очередь — журнала «Вестник МГУ. Серия 7: Философия»;
- создании системы научно-образовательных семинаров студентов старших курсов, аспирантов и молодых ученых, преследующей цели интенсификации научной работы талантливой молодежи и повышения количества и качества защищаемых в срок кандидатских диссертаций;
- совершенствовании деятельности по привлечению дополнительного финансирования научных исследований на факультете, в первую очередь за счет грантовой поддержки научных проектов;
- планомерном обновлении состава диссертационных советов за счет реализации научного потенциала кадрового состава факультета и привлечения ведущих учёных – штатных сотрудников иных подразделений МГУ или внешних организаций для обеспечения комплексного продвижения и защиты диссертационных исследований и раскрытия возможностей междисциплинарного синтеза.
3. Интенсификация международных связей в областях науки и образования, включающая
- расширение международных контактов для обеспечения академической мобильности и проведения совместных научных исследований;
- разработку и открытие совместных и сетевых образовательных программ для иностранных учащихся;
- совершенствование работы по набору на существующие программы и поддержке адаптационных мероприятий для иностранных учащихся;
- развитие международных партнерских соглашений для расширения базы практик, летних студенческих школ и факультативных практических занятий.
4. Совершенствование системы социальной поддержки сотрудников философского факультета и развития кадрового потенциала, что означает
- разработку и внедрение комплекса мер, направленных на повышение уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников факультета;
- дальнейшее совершенствование гибкой системы финансирования, основанной на использовании привлеченных и внебюджетных средств;
- оптимизацию кадрового состава факультета, направленную на его постепенное омоложение;
- развитие структурной организации факультета;
- развитие системы эффективных контрактов и индивидуальных соглашений, содействующей повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников.