Кафедра философии образования
Заведующий кафедрой - кандидат философских наук, доцент Брызгалина Елена Владимировна
Кафедра создана по инициативе декана философского факультета В.В. Миронова при поддержке ректора МГУ академика В.А.Садовничего в декабре 2008 г. для развития философии образования в качестве самостоятельного образовательно-исследовательского направления, которое сосредоточено на исследовании образования как социокультурного феномена, на выявлении места и роли образования, специфики исторических типов образования в связи с развитием философии, пониманием человека и общества. В задачи кафедры входит изучение историко-философского материала, осмысляющего образование в западной и отечественной историко-философских традициях, социально-философский анализ тенденций развития образования и исторических форм образовательных систем, исследование влияния современных процессов глобализации, информационно-коммуникационных технологий на развитие теории и практики образования. Решение исследовательских задач сопряжено с рассмотрением прикладных аспектов (теория управления и философия образовательного менеджмента, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, этика образования и воспитания, задачи государственной политики в сфере образования и т.д.).
Заведующий кафедрой – к.филос.н., доцент Елена Владимировна, почетный работник сферы образования Российской Федерации (область научных интересов связана со следующими темами: категориальный аппарат человековедческой проблематики, общенаучный характер понятия «индивидуальность», генно-средовая парадигма в образовании, философские основания развития образования как социального института, связь науки и образования, искусственный интеллект в образовании).
Штатными сотрудниками кафедры также являются:
- д.филос.н., профессор Дарья Павловна Козолупенко (антропология образования, исследования мифопоэтического, воображения, проблем философии образования и мировосприятия),
- к.филос.н., доцент Татьяна Вилевна Сохраняева (исследование образования как фактора социокультурной динамики, аксиологические аспекты образования, анализ идеи университета как элемента европейской философской традиции, изучение тенденций развития высшего образования в современном мире),
- к.полит.н., доцент Артемий Рустямович Курбанов (социальная история, влияние социокультурных факторов и специфики исторического развития на характеристики политического процесса в конкретных обществах, особенности формирования и осуществления государственной политики в сфере образования, образовательная среда и образовательное пространство как категории философии образования),
- к.ист.н., старший преподаватель Ольга Александровна Французова (философия образования, дидактика и методика преподавания социально-гуманитарных предметов),
- ассистент Рождественская Елизавета Александровна (прогнозирование развития общества, философия образования, этика образования, влияние массовой культуры на образованиие),
- к.соц.н., старший научный сотрудник Владимир Анатольевич Прохода (социологические исследования образования в отечественной и зарубежной традициях, анализ данных; социология образования; методологические и методические аспекты опросов общественного мнения; социология молодежи; этносоциология).
Со дня создания кафедры и до своей кончины в 2020 году на кафедре работал д.филос.н., профессор Вадим Сергеевич Грехнев. В сферу его научных интересов входили комплексное исследование места и роли образования в бытии человека, философская рефлексия идей и концепций развития процессов обучения и воспитания в современном обществе.
Для студентов философского факультета сотрудники кафедры читают следующие общие курсы: «Философия образования», «Педагогика», «Методика преподавания обществознания», «Методика преподавания философии», «Педагогика высшей школы», для аспирантов разработан и читается курс «Актуальные проблемы высшего образования». Преподаватели кафедры читают ряд общих курсов студентам других факультетов МГУ – наук о материалах, юридического, социологического, факультета мировой политики, факультета космических исследований, факультета фундаментальной медицины, факультета психологии.
Впервые в России на кафедре философии образования разработана и реализуется модель подготовки бакалавров и магистров по специализации «Философия образования». Сотрудниками кафедры были подготовлены и читаются следующие дисциплины модуля специализации:
«Образование как фактор развития инновационного общества», «Идея университета в истории философской мысли», «Университет как социокультурный феномен», «Государственная политика в области образования: компаративный анализ», «Прогнозирование развития образования: введение в проблему», «Методологические проблемы прогнозирования системы образования», «Исторические формы образовательных систем», «Психологические основы образовательного процесса», «Генно-средовая парадигма об индивидуальности: теоретическое и прикладное значение для исследования образования», «Критическая педагогика: философские основания и практика», «Образование как предмет осмысления в западноевропейской философии XX века», «Антропологические аспекты философии образования», «Социологическое сопровождение образовательного процесса». Программы дисциплин модуля специализации и общих курсов изданы в виде сборников: Философия образования и педагогика. Авторские учебные курсы. Учебно-методическое пособие. Программы подготовки бакалавриата / Сост. и общ. ред. Е.В. Брызгалиной, Т.В. Сохраняевой, А.Р. Курбанова / Философский ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова / Е. В. Брызгалина, В. С. Грехнев, А. Х. Денильханов и др. — Издатель Воробьёв А.В Москва, 2021. — 216 с. и Философия образования и педагогика. Авторские учебные курсы. Учебно-методическое пособие. Программы подготовки магистратуры и аспирантуры / Сост. и общ. ред. Е.В. Брызгалиной, Т.В. Сохраняевой, А.Р. Курбанова / Философский ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова / Е. В. Брызгалина, В. С. Грехнев, Т. В. Сохраняева и др. — Москва: Москва, 2021. — 120 с.
Кафедра сотрудничает с ведущими специалистами в области философии образования и смежных дисциплин, взаимодействует со специалистами системы общего среднего образования, рассматривая повышение эффективности взаимодействия «вуз-школа» как одну из важнейших задач развития российской системы образования (организация летних школ для учителей обществознания, реализация программ профессиональной переподготовки учителей). С самого основания кафедры сотрудниками ведется серьезная работа в рамках программы «МГУ - школе», кафедра организует Летние, Зимние школы и программы повышения квалификации для учителей обществознания образовательных организаций РФ.
Кафедрой разработана и введена в действие модель формирования педагогических компетенций студентов философского факультета на основе прохождения педагогической практики в школах Москвы.
Кафедра философии образования ежегодно проводит научные практические конференции с международным участием, в том числе - совместно с другими научными подразделениями факультета. Тематика конференций отражает интерес сообщества исследователей к актуальным вопросам в философии образования.
Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры активно участвуют в работе международных конференций, летних школ, программ включенного обучения. Будучи студентом факультета, Е.А. Рождественская прошла обучение в рамках Летней школы Copenhagen Summer School in Phenomenology and Philosophy of Mind в г. Копенгаген, Дания, участвовала в работе 12-го Международного Балканского Конгресса по образованию и науке (12th International Balkan Education and Science Congress) по приглашению Педагогического факультета Тракийского университета, г. Несебр, Болгария.
Аспиранты кафедры активно участвуют в научной жизни факультета, например, Гумарова Анастасия Николаевна, аспирант 3 года обучения, младший научный сотрудник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, имеет публикации: Нейроэтика: дискуссии о предмете Гумарова А. Н., Брызгалина Е. В. в журнале Эпистемология & философия науки=Epistemology & Philosophy of science, издательство Кнорус (М.), том 59, 2022, № 1, с. 136-153; Соотношение нейроэтики и биоэтики Брызгалина Е. В., Гумарова А. Н. в журнале Медицинская этика. 2022 Брызгалина Е. В., Гумарова А. Н., Шкомова Е. М. Ключевые проблемы, риски и ограничения применения ИИ в медицине и образовании // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2022. — № 6. А.Н.Гумарова является участником Междисциплинарной школы МГУ им. М. В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», участник грантового проекта БФУ им. Канта «Применение ИИ в управлении социальными процессами (на материале медицины и образования)». Принимала участие в разработке рабочих программ дисциплин «Биоэтическое регулирование экспериментов с человеком и животными» (магистерская программа «Экспериментальная философия нейрокогнитивных наук») и «Нейробиология и нейроэтика» (магистерская программа «Биоэтика») в МГУ им. М. В. Ломоносова. Проходила программы дополнительного образования, работала в предметной комиссии и в жюри олимпиад школьников. В июне 2024 года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нейронауки и нейротехнологии в образовании: этический анализ».
Кроме научно-педагогических задач, кафедра философии образования участвует в принятии экспертных решений по актуальным вопросам развития образования. Е.В. Брызгалина является международным экспертом государственной программы в сфере философии и общественных наук КНР «Исследование реального состояния и опыта воспитания ценностей иностранных стран» (№16ZDA102) в рамках проекта поддержки университетов Китая - проект «Топ 111». Член комиссии по биоэтике МГУ имени М.В. Ломоносова с 2006 по настоящее время, член локального этического комитета МНОЦ МГУ с 2016 г. по настоящее время, член комитета по биоэтике Научно-технологического университета "Сириус". Член совета по образованию и науке при Председателе Государственной Думы Российской Федерации с 2014 по 2016 гг., член научно-методического совета Министерства просвещения РФ по учебникам (с 2022 года по настоящее время).
Сотрудники кафедры разработали и ведут ряд программ дополнительного образования: "Цифровая педагогика современного университета» для преподавателей высшей школы РФ, «Учебный предмет «Обществознание»: обновление содержания и методов обучения» для учителей школ России, «Профориентация будущего: тренды и требования рынка» для преподавателей и учителей, профориентологов и родителей школьников.
Кафедра философии образования приглашает к сотрудничеству исследователей образования, бакалавров и магистров, аспирантов и представителей педагогического сообщества.