Примерные темы курсовых работ и ВКР
Конкретные формулировки курсовых работ и выпускных квалификационных работ определяются во взаимодействии студента, его научного руководителя и коллектива кафедры. Приведенный примерный перечень проблем не исчерпывает предметного поля философии образования и академические интересы коллектива кафедры философии образования, а служит лишь ориентиром при выборе студентами области специализации и научных исследований.
Философские аспекты теории образования
• Проблема предмета современной философии образования.
• Статус философии образования в структуре философского знания.
• Онтологические основания образования.
• Социокультурная природа образования: философские аспекты.
• Социокультурная детерминированность целей образования.
• Образование и современная теория познания.
• Образование и просвещение.
• Этические аспекты образовательных практик.
• Аксиология образования.
• Образование как благо: проблема справедливости.
• Образовательная среда: философские проблемы формирования и функционирования.
• Проблема идеала в образовании.
• Проблема отчуждения в образовании.
• Философские основания образовательной политики.
• Основные направления и методология образовательного прогнозирования.
• Методологические проблемы прогнозирования развития образовательной системы.
• Философское измерение проблем управления образованием: подходы и решения.
• Философские аспекты проблемы автономии в образовании.
• Образование как фактор цивилизационного развития.
• Политическое измерение образования: феноменологический анализ.
• Образовательная политика: национальные модели.
• Философский анализ экзистенциальных аспектов образовательных отношений.
• Диалогическая парадигма в образовании.
Антропологическое измерение исследования образования
• Философия образования и философская антропология.
• Проблемы индивидуальности человека и развитие образования.
• Концептуальные основания формирования образовательных стратегий субъектов образования.
• Философские проблемы андрогогики.
• Понятие «жизненный опыт» в образовании..
• Категории «детство» и «взрослость» в теории и практике образования.
• Образование для людей «серебряного возраста».
• Теории и практики образования: гендерный вопрос.
• Теории и практики образования: кейсы инклюзии.
• Студенты вуза как субъект оценки качества высшего образования.
• Образ идеального преподавателя в сознании студентов вуза (на примере философского факультета МГУ).
• Преподаватель глазами студентов (на примере философского факультета МГУ).
• Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов вуза (на примере философского факультета МГУ).
• Образовательная среда как фактор формирования профессиональных интересов студентов.
• Востребованность студентов философского факультета МГУ на рынке труда.
• Вторичная занятость как фактор формирования профессиональных компетенций студентов философского факультета МГУ.
Историко-философские традиции исследования образования
• Культурно-исторические типы образования и воспитания в историко-философской традиции.
• Идеал образованности в историко-философской традиции.
• Исторические варианты идеала образованного человека.
• Исторические образы и образцы свободы в образовании.
• Проблемы образования в античной философии.
• Христианизация образования в средневековой Европе.
• Принцип природосообразности в теории образования.
• Вопросы образования в трудах немецких классических философов.
• Представление о педагогике как прикладной философии (В.Дильтей, С.И.Гессен, Дж. Дьюи).
• Идея общечеловеческого воспитания в российской интеллектуальной традиции.
• Педагогика ненасилия и ее критика.
• Религиозно-нравственные педагогические идеи В.В. Зеньковского, И.А.Ильина.
• Образование в структурализма и постструктурализме.
• Аналитическая философия образования.
• Критическая педагогика: анализ философских оснований.
• Идеи Л.С. Выготского в современном образовательном дискурсе.
Актуальные философские проблемы современного образования
• Идеалы и ценности современного образования.
• Тренды развития образования: философские основания.
• Этические аспекты современных образовательных технологий (нейроэтика в образовании).
• Этика современного образовательного процесса: теоретические и прикладные аспекты.
• Культурное и социальное пространство современного образования.
• Современное гражданское общество и образование.
• Феномен поликультурности в современном образовании.
• Феномен образовательного сообщества. Школа как сообщество.
• Фактор свободы в современной образовательной практике.
• Этико-психологические аспекты принуждения в современных системах воспитания.
• Образование в контексте данных и подходов современных нейронаук.
• Цифровизация как фактор развития образования: современные дискуссии.
• Реальный и виртуальный мир современного образования.
• Глобальное образовательное пространство: ключевые тренды формирования.
• Интернационализация образования: pro et contra.
• Институциональный дизайн современного образовательного пространства.
• Государство, университеты, общество: ключевые акторы образовательной политики.
• Конкуренция в глобальном образовательном пространстве и ее политический контекст.
• Образовательные реформы в современной России: противоречивость политических доминант.
• Доступность высшего образования в современной России.
• Рейтинг как инструмент оценки качества высшего образования.
• Системы оценки качества высшего образования в современной России.
• Дидактика и матетика в современных практиках обучения.
• Идеал прагматика и делового человека в современных вызовах (общественных заказах) профессиональному образованию.
• Реальность образования и современные коммуникативные технологии.
• Ценности Просвещения и их защита в современном образовании меняющегося мира.
• Границы минимума и максимума образования: история и современность.