ОБРАЗОВАНИЕ
По состоянию на начало 2025 года философский факультет осуществляет обучение по программам подготовки бакалавров и магистров на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего образования:
· 4 направления подготовки бакалавриата (СУОС МГУ)
o Философия (47.03.01) – очная форма;
o Религиоведение (47.03.03) – очная форма;
o Культурология (51.03.01) – очная форма;
o Реклама и связи с общественностью (42.03.01) – очная форма;
· 5 направлений подготовки магистратуры (СУОС МГУ).
o Философия (47.04.01) – очная форма;
o Религиоведение (47.04.03) – очная форма;
o Прикладная этика (47.04.02) – очная форма;
o Реклама и связи с общественностью (42.04.01) – очная форма;
o Культурология (51.04.01) – очная форма;
С 1 сентября 2019 года осуществлен переход на обновленные образовательные стандарты поколения 3++ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры “Реклама и связи с общественностью”, “Культурология”, а с 1 сентября 2021 года - “Философия” и “Религиоведение”. Этот переход завершил процесс актуализации образовательных программ высшего образования, реализуемых на философском факультете. Отличительной особенностью обновленного поколения стандартов является четкая ориентация образовательных программ на виды профессиональной деятельности выпускника, что создает необходимость более четкого и прозрачного согласования учебных траекторий с потенциальными карьерными траекториями выпускников, а также потребностями рынка труда.
В отчетный период философский факультет завершил подготовку бакалавров и магистров по образовательной программе “Стратегическое управление и экономическая политика” по направлению подготовки “Политология” (последний выпуск - в 2021 году), однако, в 2022 году факультет впервые приступил к реализации магистерских программ по направлению подготовки 47.04.02 «Прикладная этика», что является значительным стратегическим вкладом в развитие образовательной деятельности на следующий пятилетний период.
Значительным достижением философского факультета в отчетный период стала диверсификация образовательных программ магистратуры. Так, если в 2018 году на факультете реализовывалось 6 магистерских программ, сегодня их 10, еще 4 находятся в на этапе разработки и утверждения:
- По направлению 47.04.01 «Философия»:
- Классическая и современная философия (научный руководитель - к.ф.н., доцент, и.о. декана А.П.Козырев - интегрированная программа)
- Экспериментальная философия нейрокогнитивных наук (научный руководитель - д.ф.н., профессор, заместитель декана по научной работе Д.В.Зайцев - инновационная междисциплинарная программа двухлетней магистратуры, подготовленная в рамках деятельности Научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект»)
- Моделирование социокультурных процессов (научный руководитель - к.ф.н., доцент, и.о. зав.кафедрой философии и методологии науки Т.А.Вархотов - инновационная междисциплинарная программа двухлетней магистратуры, подготовленная в рамках деятельности Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»)
- По направлению 47.04.03 «Религиоведение»:
- Сравнительное религиоведение (научный руководитель - д.ф.н., профессор И.Н.Яблоков - интегрированная программа и программа двухлетней магистратуры)
- Религиозный ландшафт Азии (на английском языке) (научный руководитель – д.полит.н.., профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения О.Ю. Бойцова - инновационная программа для иностранных обучающися в рамках деятельности научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»)
- По направлению 51.04.01 «Культурология»:
- Цифровые технологии в культуре (научный руководитель - д.ф.н., проф., зав.кафедрой истории и теории мировой культуры А.А.Кротов - инновационная междисциплинарная программа двухлетней магистратуры, подготовленная в рамках деятельности Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»)
- По направлению 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью»:
- «Стратегический консалтинг в сфере рекламы и связей с общественностью» (научный руководитель - к.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии языка и коммуникации А.А.Костикова - интегрированная программа)
- «Реклама и связи с общественностью в международной коммуникации» (научный руководитель - к.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии языка и коммуникации А.А.Костикова - специальная программа двухлетней магистратуры для иностранных обучающихся).
- По направлению 47.04.02 «Прикладная этика»:
- «Биоэтика» (научный руководитель – к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой философии образования Е.В.Брызгалина);
- «Прикладная этика в сфере цифровой коммуникации и искусственного интеллекта» (научный руководитель – к.ф.н., доцент кафедры этики А.А.Скворцов).
Сотрудники факультета участвуют в реализации образовательных программ в российских и международных филиалах МГУ (Саров, Баку), совместном университете Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Продолжается координация и обеспечение образовательной программы бакалавриата и магистратуры по направлению «Реклама и связи с общественностью» на базе филиала МГУ в г. Ташкенте (Узбекистан).
В настоящее время одним из приоритетов государственной образовательной политики России является воспитании молодежи как ответственных граждан на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования (Подраздел 3 Раздела I государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 28.09.2023). Аналогичные цели закрепляют "Основы государственной культурной политики" (Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 с изменениями от 25.01.2023), а Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" закрепляет приоритетным направлением поддержку деятельности по созданию и распространению произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи.
Поскольку ценности не являются эмпирическими объектами и открываются как инварианты культурно-исторического опыта, традиционное философское образование, ориентированное на работу с открывающимися на границе познавательных возможностей человека предметами, должно двигаться в направлении содержательной экспликации и углубленного понимания ценностных оснований общественной жизни и культуры России. Для этого, в свою очередь, необходимо развивать уровень общей культуры и социализации студентов, демонстрировать связь дисциплинарного материала с повседневностью и актуальным социально-политическим контекстом, а также развивать у учащихся навыки эпистемологической и социально-исторической рефлексии изучаемых дисциплин и отдельных концепций.
При организации учебного процесса большое внимание уделяется обеспечению возможности построения индивидуальных образовательных траекторий за счет развития вариативных компонент учебных планов и наличия факультативных курсов, которые формируются непосредственно под запросы студентов совместно со студенческим советом факультета. Совместно с кафедрами и образовательными программами претворяются в жизнь методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам. В порядке планирования очередного семестра учебный отдел обеспечивает заблаговременный сбор заявок кафедр на элективные курсы, которые открываются для ознакомления и записи обучающихся в личном кабинете на портале автоматизированной системы управления учебным процессом философского факультета http://cacs.philos.msu.ru/.
Философский факультет продолжает уделять большое внимание организации учебных и производственных практик студентов, в том числе для большей ориентации реализуемых образовательных программ на рынок труда и повышения востребованности выпускников. В отчетный период были внедрены обязательные производственные практики для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению “Религиоведение”, существенно расширен перечень баз практик, обеспечена возможность прохождения факультативных (сверх учебного плана) производственных практик в учреждения культуры, сми, органах власти и пр. для обучающихся по направлению “Философия” на интегрированных программах. Разработаны и готовы к внедрению профили, ориентированные на различные карьерные траектории для студентов направлений “Философия” и “Религиоведение”.
Анализ программы развития философского факультета на 2018-2023 год показывает высокую степень эффективности в достижении поставленных задач в области образовательной деятельности. Так, программа предусматривала:
- Совершенствование учебного процесса, его содержания и формы с учетом требований актуальных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++ и разработанные на их основе собственные образовательные стандарты МГУ).
За прошедшие 5 лет философский факультет существенно скорректировал учебные планы по культурологии, а также рекламе и связям с общественностью, которые с 2019 года переведены на стандарты поколения 3++ с соответствующим обновлением содержания образовательных программ. По направлениям «Философия» и «Религиоведение» разработан полный комплект учебно-методического обеспечения от собственных образовательных стандартов до учебных планов. По этим направлениям переход осуществлен с 2021 года. Обновлено и уточнено содержание конкретных учебных курсов по всем реализуемым направлениям подготовки. При разработке собственных образовательных стандартов пересмотрено соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов в сторону уменьшения последней, что дало возможность сделать программы бакалавриата и магистратуры по философии и религиоведению более плотными и насыщенными. Во всех обновленных учебных планах увеличена доля дисциплин по выбору студентов. Разработаны не только отдельные инновационные курсы, но и инновационные магистерские программы как в рамках деятельности научно-образовательных школ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» и «Сохранение мирового культурного наследия», так и за их пределами. Начата образовательная деятельность в магистратуре по направлению подготовки «Прикладная этика». Таким образом, считаем указанную задачу выполненной.
- Разработка и внедрение моделей профильной, тематической и профессиональной координации всех уровней высшего образования – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Задача в целом выполнена при обновлении образовательных стандартов, учебных планов и новых магистерских программ. При их разработке был учтен опыт реализации образовательных программ на трех уровнях высшего образования, проанализирована статистика набора в магистратуру и аспирантуру, предложены инновационные магистерские программы, которые ориентированы как на собственных выпускников факультета, так и на студентов, впервые поступающих в магистратуру на философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, в том числе, без профильного образования. В рамках программ бакалавриата по философии и религиоведению с 2021 года в структуру учебных планов заложена возможность реализации профилей. К утверждению ученым советом факультета подготовлены исследовательский и медийный профили бакалавриата по направлению 47.03.03 «Религиоведение». Таким образом, считаем в целом данную задачу, поставленную в предыдущей программе развития, достигнутой.
- Совершенствование и повышение качества преподавания философии и философских дисциплин в МГУ.
Данная задача, к сожалению, в целом не нашла системного последовательного воплощения в период 2018-2023 года, в том числе по причине отсутствия поддержки работы координационных советов по преподаванию базовых дисциплин на уровне ректората, а также пандемией COVID-19 и последовавшими за ней ограничениями в реализации учебных программ в МГУ, которые поставили перед профильными кафедрами философии гуманитарных и естественных факультетов задачу преподавания философии и философских дисциплин в крайне сложных условиях, поскольку каждый факультет самостоятельно, в меру имеющихся у него средств и организационных ресурсов, решал вопросы о формате работы в дистанционном и гибридном форматах.
- Реализация просветительской миссии Университета за счет разработки и внедрения новых программ дополнительного образования.
За прошедшие 5 лет Центром дополнительного образования расширен пакет реализуемых программ. Факультет участвует в проектах «Медиакласс в московской школе» и «Московское долголетие», разрабатывает уникальные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе, для корпоративного заказчика. Систематически участвует в общеуниверситетских, общегородских просветительских мероприятиях, реализуя «третью миссию» Университета. В 2018-2024 годах факультет успешно выполнял заложенные в эффективный контракт декана показатели по привлечению внебюджетного финансирования за счет программ дополнительного образования.
- Повышение роли научных школ факультета и научных руководителей в учебном процессе.
Поставленная задача в целом достигнута при разработке инновационных магистерских программ. Тем не менее, на сегодняшний день институт научного руководства на факультете нуждается в модернизации как в формальном, так и в содержательном аспектах. Имеет место существенный дисбаланс распределения студентов и аспирантов по научным руководителям, присутствует разница требований между научными руководителями и кафедрами, что требует большей формализации на уровне нормативных документов факультета.
- Совершенствование механизмов привлечения профессионально ориентированных абитуриентов, развитие профориентационных школ, олимпиадного и универсиадного движения на факультете.
Статистика приемных кампаний в 2018–2023 гг. в целом показывает устойчивый рост конкурсных параметров, а также увеличение объемов привлекаемых внебюджетных средств от реализации программ высшего образования бакалавриата и магистратуры. Факультетом с 2020 года помимо олимпиад по обществознанию и философии реализуется первая и единственная в России олимпиада школьников по религиоведению, которая с 2021-2022 учебного года входит в Перечень Министерства науки и высшего образования, что позволяет вузам страны предоставлять особые права победителям и призерам заключительного тура. На факультете успешно работают профориентационные школы. Помимо универсиады «Ломоносов» по гуманитарной экспертизе социальных инноваций, с 2022 года факультет по поручения Правительства России от лица МГУ участвует в организации Международной студенческой олимпиады по философии совместно с БФУ имени И.Канта.
Интерес абитуриентов к философскому факультету можно назвать стабильно устойчивым, а по ряду направлений стремительно растущим. Количество заявлений почти по всем направлениям подготовки растёт как в бакалавриате, так и в магистратуре. В частности, в 2023 году количество заявлений в бакалавриат философского факультета выросло на 79%, а в 2022 году всего на 15%. Если проследить динамику роста количества заявлений за пять лет, то по сравнению с 2018 годом количество заявлений в бакалавриат увеличилось на 302%. Внимание абитуриентов к философскому факультету подкрепляется в том числе увеличением бюджетных мест по реализуемым программам. Позитивную тенденцию подтверждает и тот факт, что большая часть поступивших на философский факультет в 2023 году сделали это по первому приоритету.
Аналогичные тенденции наблюдаются и по программам магистратуры: растёт количество заявлений (+29% в 2023 году, +18% в 2022 году, за 5 лет с 2018 года количество заявлений увеличилось на 268%), растёт количество бюджетных мест (в 2023 году бюджетных мест во всей магистратуре было 79, в 2022 году - 76), растёт конкурс, а также интерес к программам факультета среди абитуриентов, не имеющих базового философского образования.
За период 2018-2023 увеличилось число студентов, обучающихся на контрактной основе с 80 по 173 в бакалавриате и магистратуре, то есть на 116%, что привело к увеличению количества академических групп в бакалавриате в 2023 году. Рост количества студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, свидетельствует о высоком качестве подготовки, успешности открытия новых инновационных магистерских программ и конкурентоспособности философского факультета в своей нише.
В качестве задач на 2025-2030 год, с учетом роста цифровизации в области организации приема абитуриентов в вузы, приоритетной целью для приемной комиссии философского факультета в направлении работы с абитуриентами должна быть разработка системы профориентационных программ и мероприятий для школьников, выпускников бакалавриата и магистратуры. В первую очередь, встает задача создания узнаваемого и понятного единого образа философского факультета, его студента и выпускника как будущего специалиста широкого профиля с конкретными направлениями дальнейшего профессионального развития и становления. Необходимо создать сообщество молодых людей, увлеченных близкой для философского факультета проблематикой, чтобы, выбирая свою образовательную траекторию, они рассматривали наш факультет с точки зрения наивысшего приоритета при подаче заявления о приёме. Такая работа должна систематически осуществляться не только со школьниками выпускных классов – целевой аудиторией приёма – но и со школьниками младших возрастов, расширяя взаимодействие со школами через проектную деятельность, научно-популярные мероприятия, внедрение секций для школьников в традиционные мероприятия факультета, не ограничиваясь мероприятиями, приуроченными к олимпиадам школьников. Проведение профессиональных конкурсов и междисциплинарных мероприятий на философском факультете должно повысить узнаваемость факультета среди бакалавров и магистров других гуманитарных специальностей, что также позитивно скажется на позициях факультета при выборе дальнейшего образовательного трека для выпускника вуза.
- Развитие студенческого самоуправления, и увеличение участия и роли обучающихся в жизни факультета, системе принятия решений.
Поставленная в программе развития на 2018—2023 гг. задача в целом достигнута. Совместными усилиями кризис органов студенческого самоуправления преодолен, на факультете успешно функционируют Студенческий совет, студенческая комиссия профкома, а также студенческая комиссия общежития. Помимо формальных органов благодаря работе профильных заместителей декана, а также возрождению с 2020 года института начальников курсов и интенсификации внеаудиторной, в том числе, воспитательной работы, на факультете сложился качественный студенческий актив, который успешно включается в решение больших и малых общефакультетских задач, а также вполне успешно справляется с самовоспроизводством и вовлечением в общественную и волонтерскую работу младшекурсников.
- Создание условий и возможностей для полноценного профессионального и личностного роста студентов.
В ходе решения поставленной задачи факультетом за 5 лет были достигнуты существенные результаты. Учреждено научное студенческое общество факультета, поддержаны многочисленные исследовательские инициативы студентов и аспирантов, внедрены новые инструменты поддержки начинающих ученых. Так, с 2022 года по Указу Президента РФ на факультете ежегодно вручаются 10 персональных стипендий имени А.А.Зиновьева за достижения в области философских исследований; Центр исследования сознания на философском факультете реализует меры грантовой поддержки талантливых магистров 1 и 2 курса. В порядке поддержки студентов, с 2021 года на философском факультете открыт многофункциональный коворкинг (усилиями фонда «Вольное дело»), работает штатный психолог, учрежден и успешно работает Центр карьеры и трудоустройства, внедрены меры дополнительной финансовой помощи в виде бесплатных талонов на питание в столовой для особо нуждающихся студентов, проживающих в общежитии ДАС.
- Обновление материально-технической базы факультета в целях повышения эффективности учебного процесса.
С 2021 по 2023 год факультет почти полностью обновил свою технологическую инфраструктуру в учебных аудиториях, а также нарастил число it-оснащенных кабинетов для проведения учебных занятий. В рамках программы ректора МГУ по переоборудованию учебных аудиторий закуплены плазменные экраны, заменившие устаревшие проекторы, новые стационарные компьютеры, ноутбуки, веб-камеры, акустические системы. Факультет также обновил печатающее оборудование в структурных подразделениях и осуществил долгожданное обновление парка рабочих компьютеров на ряде кафедр. Проведено техническое обновление «Лосев-центра» - поточной аудитории В-2.
- Содействие формированию сообщества выпускников философского факультета МГУ.
По ряду причин считаем эту задачу одной из наименее успешных. В настоящий момент предприняты первые шаги в данном направлении, в частности, начато интервьюирование выпускников прошлых лет для анализа их карьерных траекторий, выпускники активно приглашаются для участия в профориентационных и карьерных мероприятиях факультета, однако, в полной мере реализовать задуманное в 2018-2023 годах не удалось.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание актуальные проблемы реализации образовательных программ, управления образовательной деятельностью на факультете, а также вызовы сегодняшнего дня, учебный отдел предлагает в части образовательной деятельности включить в программу развития на 2024-2029 гг. следующие позиции.
- Продолжение актуализации и совершенствования образовательных программ с учетом изменений системы российской высшей школы, что потребует:
- Разработки обновленных учебных траекторий непрерывного шестилетнего образования (интегрированный магистр / специалист) с учетом классических образцов и современных достижений кафедр и научных центров факультета.
- Возрождения системы координационных советов образовательных программ и их масштабирование на все реализуемые факультетом программы.
- Расширения и увеличения полномочий учебно-методической комиссии факультета.
- Воссоздания штатных специалистов по методической работе на кафедрах.
- Стимулирования индивидуальных учебных траекторий, активизации и расширения института тьюторства.
- Углубление профилизации образовательных программ, в том числе на первом уровне высшего образования, увеличение объемов практикоориентированных элементов учебных программ, ориентация на потребности рынка труда, обеспечение связи школа-вуз-работодатель. При реализации данной задачи большое значение имеет включение факультета в разработку и коррекцию профессиональных стандартов, которые имеют значение для трудоустройства выпускников факультета.
- Выстраивание систематической обратной связи между всеми сторонами учебного процесса, в том числе путем регулярного анкетирования и опросов обучающихся, преподавателей кафедр, привлечении представителей работодателей для оценки качества подготовки выпускников и содержания образовательных программ.
- Ревизия видов и практик научно-исследовательской работы обучающихся и принципов научного руководства с учетом актуальных изменений информационной образовательной среды, внедрения технологий искусственного интеллекта.
- Расширение форм и объемов профориентационной работы с абитуриентами с более активным вовлечением кафедр и научных центров факультета, в том числе за счет формирования профессионально ориентированных сообществ школьников старших классов, адресной работы с ведущими общеобразовательными учреждениями страны, российскими регионами.
- Продолжение и расширение поддержки студенческого самоуправления, полномерная реализация квоты обучающихся в составе ученого совета, привлечение студентов и аспирантов к работе административных отделов факультета для приобретения реального опыта участия в управлении образовательными и научными процессами.
- Содействие формированию сообщества выпускников философского факультета, в том числе за счет более активной реализации мер поддержки трудоустройства, стимулирования целевого набора и внедрения программы мониторинга карьерных треков выпускников на протяжении 5 лет после окончания факультета. Поддержка воссоздания ассоциации выпускников факультета.
- Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского и научного состава факультета, в том числе, за счет содействия содержательному повышению квалификации и внедрения грантовых конкурсов на разработку и чтение учебных курсов. Формирование кадрового резерва кафедр.
В области дополнительного образования и системы повышения квалификации отчетным показателем эффективности работы программ дополнительного образования является рост доходов, которого можно достичь за счет:
- увеличения количества программ,
- расширения охвата аудитории,
- повышения цен.
Однако при планировании возможностей увеличения доходности программ допобразования следует принимать во внимание ограниченность кадрового ресурса и тематическую специфику факультета, а также экономическую ситуацию в стране.
Ключевым приоритетом развития дополнительного образования должно быть повышение социальной эффективности результатов деятельности Центра дополнительного образования.
Это предполагает:
- быструю и гибкую реакцию на образовательные запросы общества (удачным примером отклика факультета на социальный запрос является запуск программ по управлению репутацией, философии искусственного интеллекта и философии сознания),
- ориентацию на формирование мировоззренческих установок, соответствующих актуальным потребностям государства, в том числе, посредством популяризации достижений отечественной мысли (например, в форме программ по истории русской философии и конкретным аспектам русской культуры).
Основной задачей Центра дополнительного образования является формирование единой системы профориентации и довузовской подготовки, нацеленной на привлечение заинтересованной и одаренной молодежи на программы бакалавриата философского факультета.
Для создания пространства, предоставляющего разнообразные возможности повышения уровня знаний, развития рефлексии, общения будущих студентов факультета необходимо интегрировать в единую информационную и коммуникационную среду:
- школы юных;
- мероприятия факультета в рамках проектов «Университетские субботы московского школьника», «Ученые в школы», «Фестиваль науки» и др.
- подготовку к олимпиадам по обществознанию, философии и религиоведению «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы»;
- открытые лекции, консультации и иные профориентационные и просветительские мероприятия для школьников;
- школьные секции конференции «Ломоносов» (секции для школьников и для учителей) и другие мероприятия для школьников в формате круглых столов и конференций;
- библиотеку;
- постоянно действующие модерируемые тематические чаты для школьников, учителей, родителей.
Подготовительные курсы и школы юных должны реализовываться как в аудиторной (оффлайн), так и в онлайн–форме для интенсификации работы со школьниками в регионах и за пределами России.
Планируется дальнейшее развитие сотрудничества со школами. Школы, являющиеся партнерами факультета номинально или выступающие исключительно как базы практик студентов факультета, должны стать полноценными информационными и организационными партнерами в области профориентации и довузовского дополнительного образования.
Предполагается целенаправленная деятельность по установлению партнерских отношений со школами с гуманитарным уклоном и высоким рейтингом и расширение списка школ – партнеров (в т.ч. баз педагогических практик студентов) факультета. Дистанционные формы проведения занятий могут стать основой для партнерства факультета и региональных школ.
Программы повышения квалификации и летние школы для учителей, школьных управленцев и профориентологов должны быть дополнены программами и мероприятиями для родителей и консультациями для школ по актуальным тенденциям в сфере образования.