Примерные темы курсовых работ для студентов кафедры эстетики

  1. Эстетическое суждение и эстетический опыт.
  2. Категориальный аппарат эстетики.
  3. Семантические уровни художественного произведения.
  4. Современные подходы к трактовке эстетического восприятия: партиципация, интерактивность, интертекстуальность.
  5. Историко-эстетические исследования: методология, принципы систематизации.
  6. Эстетика, психология и искусствоведение: междисциплинарный диалог.
  7. Основы эстетической интерпретации, эстетическая рефлексия.
  8. Эмпирическая эстетика.
  9. Проблемное поле неклассической эстетики рубежа XX-XXI вв.
  10. Реконструкция и систематизация историко-эстетических контекстов.
  11. Эстетика пифагорейцев.
  12. Эстетика Платона.
  13. Эстетика Аристотеля.
  14. Эстетический дискурс римской риторики.
  15. Эстетико-теологическая христианская концепция Августина Аврелия.
  16. Схоластическая христианская эстетика Фомы Аквинского.
  17. Эстетическая проблематика современного томизма.
  18. Эстетические проблемы гуманизма.
  19. Теоретические проблемы классической британской эстетики.
  20.  Становление эксплицитной эстетики внутри германской университетской традиции.
  21. Теоретические проблемы классической германской эстетики.
  22. Становление научной психологии из эмпирической эстетики в Германии XIX века и проблемы психологической парадигмы в эстетике.
  23. Теоретические проблемы школы Bauhaus.
  24. Эстетические проблемы современной среды человеческого существования.
  25. Эстетические проблемы рекламной коммуникации.
  26. Эстетические проблемы современного искусства.
  27. Эстетические проблемы арт-рынка.
  28. Принципы эстетической идентификации художественной культуры постмодернизма.
  29. История и теоретические проблемы англо-саксонской аналитической эстетики.
  30. Основания эстетической герменевтики.
  31. Теоретические проблемы эстетики бытия.
  32. Эстетическое отношение. Историческая судьба базового понятия (генезис; двухвековое доминирование; кризис и деконструкция).
  33. Роль субъект-объектной методологии в эстетике. Симптомы ее исчерпанности в контексте современности.
  34. Проблематизация тезиса об эстетической природе искусства. (Современные представления о соотношении понятий эстетическое и художественное).
  35. Оппозиция утилитарное/эстетическое (кантовский принцип незаинтересованность); её пересмотр под напором искусства постмодернизма.
  36. Чувственно-эмоциональное и интеллектуальное начала в природе искусства и эстетического отношения: вариабельность сопряжения.
  37. Творчество Шарля Бодлера – ранний эскиз художественно-эстетической революции 19-21 веков.
  38. Ф. Ницше о психологических основах творческой способности художника.
  39. Феноменолого-диалектический метод А.Ф. Лосева, его эвристический потенциал в сфере эстетики.
  40. А.Ф. Лосев об искусстве модернизма и его теории.
  41. Современная онтологическая эстетика, её генетическая связь с философией М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера.
  42. Эстетико-методологическое значение теории фракталов Б. Мандельброта.
  43. Эстетика моды.
  44. Мода как социально-эстетическое явление.
  45. Феномен стиля жизни как научная проблема, концептуальные основания изучения стиля жизни.
  46. Мода как вид искусства.
  47. Концепция бренда: продукция может устареть, а бренд вечен.
  48. Парадигма народности в эстетической теории.
  49. Народность как внутренняя ценность искусства: русская эстетическая мысль.
  50. Популярная культура и фольклор: корреляция двух понятий. От фольклора к «популору».
  51. Эстетика повседневности в современной культуре.
  52. «Интересное» в городской среде: эстетические и культурологические аспекты.
  53. Культурно-исторический аспект искусственного интеллекта в развитии человека.
  54. Эстетический опыт в пространстве эфемерных арт-практик.
  55. Современные подходы к теме возвышенного.
  56. Эпистемическое качество эстетического опыта.
  57. Культура как способ присвоения.
  58. Эстетический опыт и переживание.
  59. Homo aestheticus и совершенный паразит М. Серра.
  60. Работа В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости « и ее художественный контекст.
  61. Эстетика несовершенного в форматах искусства и культуры.
  62. Пара-эстетика и пост-искусство.
  63. Эстетический опыт в контексте паразитарной коммуникации. Эстетика взаимодействия.
  64. Эстетика русского авангарда.
  65. Художественный рынок как регулятор эстетических предпочтений.
  66. Эстетика и власть в советской культуре.
  67. Социалистический реализм как культурный феномен.
  68. Эстетика медиаискусства: синтез искусства, науки и технологии.
  69. Эстетика эпатажа в истории изобразительного искусства.
  70. Религиозный фактор в искусстве.
  71. Исторические и теоретические аспекты функционирования христианского искусства.
  72. Теологическая эстетика: генезис и современное состояние.
  73. Актуальные проблемы современной медиаэстетики.
  74. Эстетика и культурология: проблема взаимодействия.
  75. Специфика развития отечественной эстетической мысли.
  76. Эстетические аспекты урбанистики.
  77. Психология искусства: эстетический анализ.