Аспирантура кафедры эстетики - общая информация

Приоритетные направления научных исследований: 

- Эстетика и философия искусства: категории современной эстетики, философия современного искусства, дигитальное искусство, язык современного искусства. Объектом исследования является cовременное состояние эстетики, ее понятийный аппарат, возможности применения эстетических категорий для интерпретации языка современного искусства. Целью работы является систематизация категорий эстетики как философской теории современного искусства, корреляция между постструктуралистской теорией и постмодернистской практикой, анализ новейших течений в искусстве, а именно, дигитального искусства, искусства энвайронмента, искусство аутсайдеров, современного дизайна. Также целью работы является описание феномена "эстетического поворота" в современной философии и культуре и новейших тенденций в эстетике (неопрагматизм в эстетике и сомаэстетика, институциональный подход в эстетике, феномен эстетизации культуры, расширение понятия «эстетическое»). Метод исследования основан на реконструкции и интерпретации теоретических текстов современной эстетики и компаративном анализе эмпирического экспозиционного материала современного искусства.

- Эстетика и философия искусства: категории современной эстетики, интерпретация текстов мировой эстетической мысли. Объектом исследования является проблема языка современной эстетики. Работа по ассимиляции текстов мировой эстетической мысли. Перевод и введение в научный оборот терминологического аппарата институциональной теории искусства. Компаративный анализ отечественных и англоязычных текстов по эстетике и теории искусства. 

Спецкурсы, которые читаются аспирантам кафедры эстетики преподавателями кафедры: 

Эпистемологические проблемы эстетических исследований.

Методология эстетической интерпретации.

Основные проблемы историко-эстетических исследований.

Основные проблемы русской эстетики XIX в.

Эстетический опыт. Современные контексты и аспекты.

Эстетика универсального, эстетика своеобразного.

Искусство как форма приращения и преодоления действительности.

Эстетика современного искусства. 

Диссертации, подготовленные и защищенные на кафедре эстетики в последние годы: 

Эстетические закономерности и психологические механизмы художественного восприятия. 

Эстетические аспекты конструирования визуального образа в рекламной фотографии. 

Суггестивное воздействие художественного телевидения. 

Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания. 

Структурный анализ эстетико-политической коммуникации. 

Теоретическая история эстетико-цветовой рефлексии в европейской мысли. 

​Значение черного цвета в европейской эстетико-хроматической традиции. 

Новые аспекты исследования выражения и выразительности визуального искусства: опыт эстетико-теоретического расширения значения технических инноваций в живописи. 

Эстетический опыт возвышенного.

Эстетика интуитивизма Н.О.Лосского.

Формирование эстетической концепции М.М.Бахтина в работах 1920-х годов.

Философия истории искусства Э.Х.Гомбриха.

Эстетический анализ творчества Евгения Светланова.

Эстетические основы художественно-критической деятельности В.В.Стасова.

Эстетико-онтологическая проблема в ранних произведениях А.Ф.Лосева.

Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода.

Звукозапись как форма эстетической интерпретации.

Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни.

Особенности эстетического развития, образования и воспитания детей с ограничениями жизнедеятельности.

Концепт популярной культуры в современной англо-американской культурфилософии: философско-эстетический аспект.

Арт-практики хип-хоп музыки в контексте эстетики неопрагматизма.

Эстетика Московского концептуализма.