О Школе
Миссия Школы — всемерно способствовать привлечению наследия и достижений отечественной и мировой культуры для обеспечения динамичного развития и своевременного решения возникающих в его процессе проблем, преодоления усложняющихся вызовов современности и сохранения гуманистических ценностей в качестве незыблемых и единственно возможных ориентиров в ситуации возрастающей роли искусственного интеллекта в жизнедеятельности человека и общества.
Стратегическая цель Школы — укрепление и приумножение ведущих позиций Московского университета в области приращения междисциплинарных гуманитарных знаний, их качественного совершенствования, а также практического применения для обеспечения развития общества и его безопасности в ситуации нарастания многоуровневых вызовов современности.
Для достижения этой цели Школа реализует следующие задачи:
1. Проведение научных исследований по фундаментальным и прикладным направлениям: социокультурные истоки современности и прогнозирование будущего, дигитальные практики и цифровая культура, модели анализа языков и культур коренных народов России, когнитивные модусы коммуникации как средства формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения, историко-политическая конфликтология современности, изучение и описание художественных коллекций Московского университета — «Золотого фонда МГУ», — с привлечением ведущих ученых и перспективных молодых исследователей.
2. Подготовка специалистов высшей квалификации в области истории, философии, политологии, филологии, лингвистики, психологии.
3. Установление и развитие научных и образовательных связей с ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами в целях осуществление совместной деятельности, обмена опытом и расширения ареала активного присутствия Московского университета в отечественном и мировом научно-образовательном пространстве.
4. Мониторинг кадровой конъюнктуры научно-образовательного пространства России в целях оперативной корректировки деятельности Школы, ее адаптации к текущим и прогнозируемым запросам развития.
5. Выстраивание обеспечивающего контура функционирования Школы путем привлечения средств грантовой и спонсорской поддержки, заключения договоров об оказании экспертных и консалтинговых услуг научным, образовательным, государственным, общественным и иным организациям, реализации программ магистратуры, дополнительного образования и повышения квалификации.
Приоритетные направления развития Школы определяются национальным проектом «Наука», государственной программой «Научнотехнологическое развитие Российской Федерации», Стратегией научнотехнологического развития Российской Федерации и Программой развития Московского университета и сводятся к следующим положениям:
1. Создание условий и ускоренное формирование научной базы, а также кадровой, организационно-структурной и материальной основы для ускоренного перехода к цифровым технологиям во всех сферах жизни государства и общества, в том числе в изучении, преподавании и популяризации гуманитарного знания.
2. Реализация последовательных действий, направленных, с одной стороны, на сохранение отечественного и мирового культурного наследия, а с другой стороны — на его встраивание в актуальную повестку развития в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих эффективную деятельность человека и общества.
3. Выработка комплексных мер для своевременного и эффективного ответа российского общества на большие вызовы, включающие в себя техногенные и экологические проблемы, риски возникновения нештатных и не имеющих аналогов в прошлом ситуаций в социальных системах, комплексные современные угрозы.