Семинар «Поэзия и философия»
19 мая 2022 года на философском факультете состоялось 2-е заседание научного семинара из цикла «Поэзия и философия». Заседание по теме «Парадигмальный вклад поэзии в философию» проходило в очном формате с возможностью подключения он-лайн. Напомним, первое заседание семинара прошло 5 апреля и было посвящено теме «Метафизическая поэзия и метафизичность поэзии». Обращение к соотношению поэзии и философии имеет историю как в отечественной, так и в зарубежной философии. В 20 веке французские философы Этьен Сурио и Ален Бадью впервые обратили внимание на способность концептуального влияния художественной литературы и поэтического мышления на развитие философии. В «Манифесте философии» Бадью называет поэтов, которые, как ему представляется, формировали новые парадигмы понимания мира, независимо от теоретиков, в 19 веке после Гегеля. Настоящий семинар, таким образом, призван продолжить философские обсуждения на стыке поэтологии, философии искусства и теории познания и имеет как научно-исследовательскую, так и просветительскую миссию.
В первой части семинара прозвучали следующие доклады:
1. М.В. Гундарин. Социально-философские контексты в русской поэзии: от Ломоносова до Пригова. (Михаил Гундарин - к. филос. наук, заведующий кафедрой рекламы, маркетинга и связей с общественностью Российского государственного социального университета, поэт, писатель, создатель (совместно с Ганной Шевченко) критического медиапроекта «Пассажиры земляных самолетов». Автор нескольких десятков работ по теории и практике коммуникаций. Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2015).)
Михаил Гундарин посмотрел на соотношение поэзии и философии как на коммуникативные практики, меняющие социальную реальность.
Упоминались Ломоносов, Пригов, Ахматова, Пушкин, Т.С.Элиот, Делез, Чехов, Зощенко, Достоевский.
2. Б.А. Максимов. «Истина всегда лежит на поверхности»: механизмы перцепции и рефлексии в художественной прозе и лирике Эдгара По. (Борис Максимов – к. фил. наук, старший преподаватель кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.)
На примере примере прозы и лирики Эдгара По было показано, как романтики меняли представление о сюжетности, трансформируя пространственно-временные и субъект-объектные связи в пользу эстетики «состояний».
3. Е.В. Янушевская. Шарль Бодлер и мировоззренческие парадигмы «конца века». (Елена Янушевская – к. филос. н., старший преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Поэт, эссеист, автор эссе «Век без поэтов», вошедшего в лонг-лист Международной премии интеллектуальной литературы имени Александра Зиновьева.)
Доклад был посвящен тому, как Бодлер в своём творчестве пролагал путь к новым смысловым парадигмам рубежа веков (19 и 20), как выразил новую артистическую ценность, ценность абсурда (независимо от Кьеркегора), и что сделал для артистической антропологии, и зачем придал аксиологический статус воображению.
4. В начале второй части семинара своим пониманием философской поэзии поделилась современный поэт и прозаик Ганна Шевченко. Ганна считает, что источник таких стихов – максимальная сенсорная открытость: чтобы радары настраивались на подлинную реальность... Чтение Ганной ее философских стихотворений стало приятным переключением на практическую волну. (Ганна Шевченко - Лауреат литературной премии им. И.Ф. Анненского за повесть «Шахтерская Глубокая». Лауреат премии Фазиля Искандера за книгу стихов «Обитатель перекрестка» (2017), обладатель награды – The Gabo Prize for Literature in Translation & Multilingual Texts.
5. Завершился семинар докладом Е.Н. Коробкиной "Лингвистический поворот (квантовая лингвистика) в парадигме философии интервалов: поэтический авангард начала 21 века (он-лайн) (Елена Коробкина – член российского философского общества, внештатный сотрудник лаборатории по изучению сверхтекста НИЦ «Центр перспективных конвергентных технологий и коммуникаций», Институт филологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь. Поэт-авангардист, член Южнорусского союза писателей.)
В докладе Елены Коробкиной речь шла о принципах квантовой лингвистики в авангардной поэзии Вилли Мельникова. Так завершился семинар (прошедший по сути в формате круглого стола) темой, с которой он был начат. Эксперимент над языком - это всегда эксперимент над человеком и обществом.
Предполагалось, что в обсуждение будут включены следующие вопросы:
- Культурные условия, способствующие развитию философской поэзии и усилению ее парадигмальной роли?
- Философы, чьи идеи явно или неявно находились под влиянием поэтических смыслов и образов в наибольшей мере?
- Условия, при которых философия становится восприимчивой к новым идеям, порождаемым в поэзии?
- Наиболее концептуально плодовитые поэты?
- Является ли парадигмальное творчество необходимой составляющей высокой поэзии?
Однако заседание семинара непроизвольно перешло в формат круглого стола, и ремарки, комментарии и обмен мнениями в свободной форме органично перемежались со слушанием докладов.
Мероприятие и на этот раз состоялось как всероссийское. Помимо наших коллег с кафедры философии гуманитарных факультетов, в семинаре приняли участие ученые из Смоленска и Симферополя.
Руководитель семинара
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры философии г\ф философского факультета
Е.В. Янушевская.