Сохранение мирового культурно-исторического наследия 2021

Официальный сайт научно-образовательной школы МГУ "Сохранение мирового культурного наследия"

В работе Школы участвуют 216 ведущих ученых и преподавателей, а также молодых исследователей в области истории, философии, филологии, лингвистики, политологии, психологии, социологии, математики, биологии, музееведения, антропологии, астрономии, журналистики.

В Школе представлены следующие подразделения Московского университета: биологический факультет, Ботанический сад биологического факультета, Высшая школа телевидения, Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга, Издательский дом (Типография) МГУ, Институт стран Азии и Африки, исторический факультет, механико-математический факультет, Научная библиотека МГУ имени М.В.Ломоносова, Научно-исследовательский зоологический музей, Научно-исследовательский институт и музей антропологии имени Д.Н. Анучина, Общеуниверситетский центр художественных и природных коллекций, социологический факультет, факультет государственного управления, факультет журналистики, факультет иностранных языков и регионоведения, факультет мировой политики, факультет политологии, факультет психологии, филологический факультет, философский факультет.

Направления научных исследований:

Социокультурные истоки современности и прогнозирование будущего. Предполагается выявление, научный анализ и систематизация устойчивых паттернов общественно-политической и социально-гуманитарной мысли в России, конструирование актуальных оптик исследования социальнополитических и социально-культурных процессов. Результат: выработка предложений по системному повышению качества экспертно-аналитической и прогностической деятельности путем привнесения в нее существенной гуманитарной составляющей.

Дигитальные практики и цифровая культура. Исследование цифровых трансформаций современной культуры, изучение и описание онтологии цифровых объектов, процессов геймификации в современном образовании и бизнес-коммуникациях. Предполагается разработка принципов современного виртуального музея. Результат: разработка моделей цифровизации объектов культурного наследия и обеспечивающих функционирование цифровых объектов культуры, презентационных акций, подготовка пакета соответствующих предложений для рынка культурных услуг.

Модели анализа языков и культур коренных народов России. Полевые исследования, анализ с применением теоретического аппарата формальных грамматик, подготовка и публикация описаний тюркских, финно-угорских, самодийских языков и языков Кавказа. Результат: создание интегральных грамматических описаний языков России, получение объективной социолингвистической картины по языковой ситуации для исследуемых языков и этнической ситуации в соответствующих регионах, выработка общей оценки и рекомендаций по их сохранению или возможной ревитализации.

Когнитивные модусы коммуникации как средства формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения. Исследование современной коммуникации как новой модели порождения знания. Анализ кластерной невербалики в коммуникации и культуре. Изучение когнитивной поликодовой модели знания, поликодовости коммуникации. Результат: подготовка комплексных предложений по оптимизации и развитию образовательных технологий и практик социализации с учетом вызовов современности и трансформаций культурной среды.

Историко-политическая конфликтология современности. Изучение существующих на сегодняшний день и разработка новых стратегий управления конфликтами, политического менеджмента, реализуемого в кризисной среде. Анализ тенденций глобализации/глокализации, латентных, непроявленных конфликтов наподобие ксенофобских настроений в обществах со строго соблюдаемыми нормами политической корректности и моделей массового девиантного поведения. Результат: выработка практических рекомендаций по развитию стратегии национальной безопасности.

Изучение и описание художественных коллекций Московского университета — «Золотого фонда МГУ». Систематизация артефактов и предметов, входящих в сложившиеся коллекции, изучение истории формирования коллекций во взаимосвязи с историей страны и Московского университета. Комплексная экспертная оценка коллекций, их художественной и научной ценности. Разработка совместно с федеральными и московскими структурами концепции экспонирования коллекций. Результат: подготовка каталога и создание цифрового музея коллекций Московского университета.