Семинар «Образование как исследовательский универсум»

15 декабря 2025 года состоялось очередное заседание научно-исследовательского семинара кафедры философии образования «Образование как исследовательский универсум».

С докладом на тему «Философия образования в Балканском регионе: обзор тематик исследований» выступила ассистент кафедры философии образования Елизавета Александровна Рождественская.

Рождественская Е.А.:

Для меня в рамках семинара было важно поделиться теми идеями, которые роднят нас с балканскими коллегами - исследователями-теоретиками образования и педагогами-практиками - которые также задаются вопросами о сущности ИИ в образовании, границах его применимости, возможных рисках и способах его использования. В общих дискуссиях мы различны, но во многом похожи – например, в странах Балканского региона значимыми является не только и не столько возможности анализа мирового опыта, сколько попытки выработать собственные стратегии взаимодействия с системами ИИ в образовании с учетом необходимости сохранения своей социокультурной автономии.

В докладе был сделан акцент на том, что исследования образования и науки в странах Балканского региона сегодня фокусируются не только на анализе современных проблем функционирования систем искусственного интеллекта (СИИ) в образовании, включения в образовательный процесс новых методик количественной работы с большими данными, с конкретными методами языкового и другого предметного обучения на разных уровнях образования, но и на рассмотрении традиционных проблем, связанных с исследованием места человека в образовании настоящего и будущего, особенностей социокультурных трансформаций образовательных практик работы с текстом, проблем культурной памяти и исследованиях детства как особой возрастной категории с учетом исторических и культурных традиций региона. В основе доклада были использованы материалы 16-го Международного Балканского Конгресса по образованию и науке (15-17 октября 2025 года, г.Эдирне, Турция), который был посвящен исследованиям ИИ ("Artificial Intelligence and the Future of Education: Transforming Teaching and Learning» («Искусственный интеллект и будущее образования: трансформация преподавания и обучения»). В докладе были выделены основные проблемные поля современных исследований образования с учетом сходств и различий русской и балканской культур: рассмотрение инновационных подходов в образовательных практиках, эффективности измерения образования с помощью систем ИИ в социологии образования, анализе особенностей подготовки педагогических кадров, составления учебных планов и программ, инклюзивного образования, управленческого, аксиологического и этического измерений образовательных практик при внедрении систем ИИ.

Чанглян Л.Д.:

На семинаре обсудили актуальные тренды в сфере образования, представленные в рамках 16 Международного Балканского Конгресса по образованию и науке. Было интересно рассмотреть, как современные технологии, такие как искусственный интеллект, осмысляются в уникальном культурном контексте региона.

После доклада слушатели задали вопросы о соотношении исследовательского и педагогического компонентов при анализе внедрения систем ИИ в странах Балканского региона, возможностях создания общих концептуальных оснований при оценке возможностей и ограничений использования ИИ в образовании, феномене «доверенного ИИ». В дискуссии приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты кафедры философии образования.

Научный семинар проводился в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»