Семинар «История философии: находки и интерпретации»
17 июня 2025 года состоялось очередное заседание семинара кафедры истории зарубежной философии «История философии: находки и интерпретации» по теме «Философия науки». На семинаре с докладом на тему «Основания математики между поздним Платоном и ранним Хайдеггером: Альбер Лотман и его наследие во французской философии XX века» выступил аспирант школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Волков Данила Андреевич.
На семинаре присутствовали и участвовали в обсуждении докладов студенты, аспиранты и преподаватели философского факультета МГУ.
Доклад Д.А. Волкова был посвящен философии и онтологии математики французского математика и героя Сопротивления Альбера Лотмана. В докладе были затронуты основные темы и истоки его метаматематической онтологии — главным образом, специфический платонизм Лотмана и его интерпретация "Бытия и времени" и "О существе основания" Хайдеггера. В части доклада, посвященной платонизму, докладчик изложил наиболее важные для Лотмана платоновские теории "Софиста" и "Тимея" — динамика идей, их генезис друг из друга, специфическая модель причастности материальных объектов миру Идей. Попытка Лотмана перенять эти платоновские ходы мысли в области метаматематической онтологии привела его к тому, что сами Идеи стали толковаться им в проблематическом ключе: Идеи суть чистые проблемы, их бытие есть бытие вопроса, и, в противоположность классической платонической модели, Идеи не являются идеалом детерминации, но сами совершенно неопределенны. Определяются Идеи-проблемы только тогда, когда в мире становления появляются те или иные их решения, которые Лотман мыслил по модели противостоящих пар понятий: такие пары очерчивают регион проблемы, одновременно с тем предоставляя поле возможных решений. По мнению Лотмана, вся современная ему (и историческая тоже) математика может быть описана как регионально-конституированная подобными парами понятий, одновременно генетически-рождаемых Идеями-проблемами и дающими этим Идеям определения. В этом двойном движении генетического порождения и определения рождается важнейший для Лотмана характер Идей: их одновременная трансцендентность и имманентность конкретным научным теориям, очерчивающим их решения. В этой части доклада случился переход к влиянию на Лотмана фундаментальной онтологии Хайдеггера: докладчик показал, что отношение Идей и понятий/решений у Лотмана на деле повторяет не платоновский дуализм, а онтико-онтологическое различие Хайдеггера, в котором бытие всегда должно быть различено от сущего, но при этом всегда является лишь бытием сущего. Показав фундаментально-аристотелистскую инспирированность самого проекта фундаментальной онтологии Хайдеггера и находящего свой исток в Г "Метафизики" хайдеггерианского пафоса фундирования региональных онтологий, докладчик перешел к проблематичности синтеза лотмановского платонизма и хайдеггерианского аристотелизма, из которой и рождаются присущие философии Лотмана трудности, которые сам он не успел разрешить в силу ранней насильственной смерти. В завершении доклада было представлено два коротких сюжета, касающихся развития лотмановских теорий во французской философии: во-первых, докладчик рассказал о наследстве лотмановской теории Идей в философии Жиля Делеза, который, разрешая обозначенную выше трудность, окончательно отказывается от лотмановского хайдеггерианства и делает из его теории Идей совершенно платонически-бергсонистский проект. Во-вторых, докладчик изложил критику заявлений Алена Бадью о его наследовании лотмановскому проекту, показав, что онтология Бадью является совершенно анти-лотманианской, максимально далекой как от центрального лотмановского тезиса о не-математической онтологии математики, так и от его платонизма. Проанализировав высказывания Бадью о Лотмане из трех томов "Бытия и события", "Манифеста философии" и рецензии на "Распрю" Жана-Франсуа Лиотара, докладчик пришел к выводу, что знакомство Бадью с текстами и идеями Лотмана должно быть поставлено под вопрос, а его претензии на наследование теоретическим ходам Лотмана носит в лучшем случае чисто-риторический и не подкрепленный никаким реальным содержанием характер.