Круглый стол по методикам преподавания философии в вузах
16 июня 2025 года на площадке философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в смешанном формате состоялся круглый стол, посвящённый методикам преподавания ядерной дисциплины «Философия» в вузах РФ. Центральным пунктом повестки было обсуждение результатов апробации и дальнейшей адаптации учебного пособия «Философия для неспециалистов естественно-научного и технических направлений подготовки», в подготовке которого принимает участие несколько профессоров и преподавателей философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Круглый стол прошел в рамках федерального проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети», в соответствии с соглашением от 14.03.2025 №075-02-2025-1880 между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».
В мероприятии приняли участие более 20 представителей российских вузов (МГУ им. М. В. Ломоносова, ТюмГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, БФУ им. И. Канта, ЧелГУ, ЮФУ, и др.), а также члены Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по философии и методологии науки.
Организаторами круглого стола выступили философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и Тюменский государственный университет.
Ключевые спикеры:
- А. П. Козырева – канд. филос. наук, ИО декана философского факультета МГУ;
- И. М. Чубаров – д-р филос. наук, Директор Школы перспективных исследований, проректор ТюмГУ, редактор учебного пособия;
- Б. В. Межуев – канд. филос. наук, философский факультет МГУ,
- Ю.В. Пущаев – старший научный сотрудник Философский факультет МГУ, ИНИОН РАН,
- Е.Н. Блинов – канд. филос. наук, профессор ТюмГУ.
- А.В. Михайловский – д-р филос. наук (НИУ ВШЭ) и др.
Дискуссия объединила преподавателей философии, методистов, административно-управленческий персонал, а также редакторов и авторов проекта учебного пособия по философии. В своей презентации И.М. Чубаров отметил, что первоначально в основу учебника была положена гипотеза полезности философских и научных методов для будущих ученых естественно-научных и инженерных направлений подготовки, что определило выбор в пользу методологических разделов, связанных с гносеологической и эпистемологической проблематикой.
По вопросу о месте русской философской мысли в преподавании философии в высшей школе и соответствующей главе упомянутого учебного пособия выступали: Козырев А.П., Межуев Б.В., Пущаев Ю.В, Ефремов О.А. и др. Аудитория естественно-научных и инженерных направлений, предполагает по мнению доцента О.А. Ефремова отношение к истине как к единственной - научной, не связанной с мировоззрением и какой-либо национальной философией. Доцент Б.В. Межуев отметил, что взгляд на “русскую идею” как на полноценный и современный этап развития европейской мысли, и даже особую универсальную парадигму философского мышления позволит разрешить эту трудность. А вот исключать из естественно-научного образования ценности национальной культуры было бы большой ошибкой.
С целью задания оптики русской философской культуры и философии в учебном пособии, было предложено включать в каждый его раздел репрезентативного автора или тему из русской философской традиции.
Я поддерживаю идею присутствия имен русской философии в главах учебника. Нет никакого противоречия во включении ключевых тем русской философии во все разделы учебника, и отдельной главы об основных понятиях и особой парадигме познания между западной и восточной философскими традициями, в объеме печатного листа. Студенты должны знать как мировая философская традиция имплементируется в России.
— отметил ИО декана философского факультета А.П. Козырев.
В итоге коллективом авторов учебного пособия был предложен смешанный вариант, предполагающий включение достижений русской мысли в каждый раздел (напр., “Российские мыслители о технике”, “Русские логики”, “Метод интуитивизма Н.О. Лосского”, и т.д.), и отдельное заключение к учебному пособию с обзором основных понятий и тем русской философии.
Представители ЧелГУ (А. Камалетдинова, кафедра философии ЧелГУ) и ЮФУ (Е.В. Чапны, доцент кафедры социальной философии Института философии и социально-политических наук ЮФУ) отметили важность деятельностного подхода в преподавании философии, и предложили включить в учебное пособие специальные темы, посвященные, например, предпринимательским компетенциям, чтобы повысить мотивацию изучать философию у соответствующих студентов. В частности, М.В. Пономаревой (ЦПСР) было предложено включить в содержание ученика раздел об особенностях мировоззрения отечественных предпринимателей.
Член Центра исследований сознания ФФ МГУ доцент Е.В. Логинов предложил добавить в раздел о сознании положения учение Л.М. Лопатина и других представителей Московского психологического общества, и избегать деления на континентальную и аналитическую философию в контексте русской религиозной философии, которая может быть этой оппозиции нерелевантна.