Семинар «Образование как исследовательский универсум»

5 марта 2025 года состоялось очередное заседание научного семинара кафедры философии образования «Образование как исследовательский универсум». С докладом на тему: «Антиномии квалификации как социально-философская проблема» выступил кандидат философских наук, магистр юриспруденции, руководитель группы по работе с квалификациями АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Троцак Алексей Иванович. 

В докладе обосновывалась актуальность теоретического анализа понятия «квалификация», специальных дескрипторов (например, знания, умения, автономность и ответственность), раскрывающих его содержание и принятых в российской и международной практике. Показывалось значение этого понятия для анализа задач и проблем профессионального образования. Отмечалось, что ключевой признак квалификации – компетенция, является до сих пор в научном дискурсе неопределенным термином. По мысли автора доклада, сопряжение трудовой и образовательной сферы через понятие «квалификация» порождает ряд антиномий, которые могут стать предметом исследования социальной философии, в том числе и философии образования, в фокус которой входит исследование таких вопросов, как анализ ценностей и целей образования, анализ многомерности человека как предмета педагогического исследования. В семинаре приняли участие преподаватели, специализирующиеся по кафедре кафедры аспиранты и студенты. Заслушанный доклад вызвал ряд вопросов и комментариев со стороны участников. В развернувшейся дискуссии обсуждались возможные направления осмысления проблемы в контексте социально-философского знания.

Научный семинар проводился в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».