Семинар «Образование как исследовательский универсум»

05 марта 2025 года (среда) состоится очередное заседание научно-исследовательского семинара кафедры философии образования «Образование как исследовательский универсум».

Время: 16.00

Аудитория: уточняется

Формат проведения: очный

Программа:

С докладом на тему: «Антиномии квалификации как социально-философская проблема» выступит кандидат философских наук, магистр юриспруденции, руководитель группы по работе с квалификациями, АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Троцак Алексей Иванович.

Аннотация: Понятие «квалификация» непосредственно связано с трудовыми отношениями между людьми, ключевым элементом которых (трудовых отношений) является сформированный опыт человека. В международных практиках, понятие «квалификация» описывается специальными дескрипторами (знания, умения, автономность и ответственность), которые являются неотъемлемыми признаками рамки квалификации того или иного государства. С другой стороны, понятие «квалификация» широко используется в образовании, и характеризуется как подготовленность лица, обладающего профессиональными компетенциями, к выполнению определенных трудовых функций в социуме. В сфере образования так же по ряду профессий присваивается та или иная квалификация, однако эти квалификации не всегда синхронизированы с опытом человека, также ключевой признак квалификации – компетенция, является до сих пор в научном дискурсе неопределенным термином.

Сопряжение трудовой и образовательной сферы через понятие «квалификация» порождает ряд антиномий, которые могут стать предметом исследования социальной философии, в том числе и философии образования, в фокус которой входит исследование таких вопросов, как анализ ценностей и целей образования, анализ многомерности человека как предмета педагогического исследования.

На основе метода построения антиномий, предложенного И. Кантом в «Критике чистого разума», где системно представлены неудавшиеся попытки теоретического разума выйти за пределы опытного знания, автором конструируется ряд так называемых «антиномий квалификации» как социально-философского феномена через призму основных идей философии Канта.

Далее – дискуссия.

К участию в дискуссии приглашаются студенты, аспиранты, преподаватели кафедры философии образования, а также все заинтересованные в проблематике квалификации в образовании.

Научный семинар проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

В случае необходимости оформления пропуска в здание Шуваловского корпуса желающим принять участие в работе семинара необходимо сообщить об этом по email phedu@philos.msu.ru не позднее 02 марта 2025 года.