Е.В. Брызгалина на IV Конгрессе молодых ученых (НТУ Сириус)

27-29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» проходил IV Конгресс молодых ученых.

Это ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2022-2031 годах. Конгресс объединяет ярких лидеров отечественной науки, представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, представителей бизнеса и госкорпораций, а главное – молодых ученых, победителей конкурсов, грантов, студентов и школьников из России и других стран. Организаторами Конгресса молодых ученых выступают Фонд Росконгресс, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Оператор Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

На сессии «"Запретить нельзя использовать" Новые тренды в развитии образования, или где поставить запятую» обсуждалось влияние новейших цифровых технологий на систему образования и возможности для использования технологий на благо науки и образования. 

Вектор для обсуждения задал модератор сессии помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко:

«в образовании происходят громадные изменения в связи с появлением новых технологий, в т.ч. и искусственного интеллекта (ИИ), которые меняют подходы к методам обучения, исследований и оценке результатов. Новые подходы к образованию вызывают неоднозначную реакцию в среде педагогов и исследователей. На сессии мы должны обсудить эти подходы и определиться с тем, что надо поддержать в образовании».

Зав. кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина выделила три уровня этического регулирования новых технологий и указала, что у России осталась узкая зона для принятия решений по ИИ и возможностям его контролировать, любое знание развивается на стыке гуманитарных и естественных наук и нужно учить людей правильно пользоваться технологическими достижениями.

«Этика и право – это регулятивы развития технологий. Причем, если право фиксирует минимум добра, этика обозначает горизонты человечности. Существует Кодекс этики ИИ, но общего для страны этического кодекса нет у педагогов. В этическом сопровождении нуждается весь цикл научно-технологических разработок и применение технологий для модификации образовательного процесса – это вклад в качество науки и образования. Молодежь должна владеть современными технологиями и иметь высокие этические стандарты, которые необходимо поддерживать на всех этапах образования». 

Подводя итоги дискуссии, модератор сказал: «Каковы конкретные результаты нашей сессии? Консенсусное мнение участников мероприятия сводится к поддержке развития новых технологий в образовательной среде. Однако я надеюсь, что наши ученые, тем не менее, будут задумываться о том, какие последствия могут повлечь за собой их действия. Наша императивная задача – менять образование в соответствии с запросом времени и общества, в том числе чтобы не отставать от наших зарубежных партнеров».

Релиз "Ведомостей" о мероприятии