НОЦ "Художественная галерея Cogito" на Фестивале науки

11 – 13 октября 2024 года в рамках ежегодного Фестиваля науки в Научно-образовательном центре «Художественная галерея Cogito» состоялась исследовательская экспозиция проекта «Культура Поднебесной: путь из прошлого в будущее».

Кураторы проекта – аспиранты кафедры эстетики Го Цзинюй, Лю Сюечжэнь, Ху Цзямин и Тан Чжунцянь – специально отобрали на Родине артефакты, которые системно представляют преемственность в историческом времени  свойственных Китаю «форм жизни» и «форм мышления», как характеризовал базовые проявления культуры Й. Хейзинга. 

Публике были представлены традиционные формы живописи и каллиграфии, орнаменты, предметы одежды и повседневного быта, ярко свидетельствующие об устойчивой преемственности культурных традиций на исторической и на протяжение долгого времени принципиально неизменной территории Поднебесной. Академической аудитории проекта также было особенно важно получить предметные свидетельства участия китайской культуры в глобальном обмене интеллектуальными ценностями теоретического характера: в экспозиции были представлены прекрасно изданные комментированные переводы на китайский язык «Государства» Платона и «Метафизики» Аристотеля, современные китайские журналы философско-эстетической тематики. Кульминационным событием теоретического характера в программе события стала презентация коллективной российско-китайской монографии «Исследования эстетического опыта на границах культур», вышедшей специальным выпуском теоретического журнала философского факультета МГУ «Aesthetica Universalis (Всеобщая эстетика)» и ставшей пилотным выпуском монографической серии журнала под названием «Библиотека Всеобщей Эстетики». C пилотным выпуском серии можно познакомиться на сайте журнала. В серии планируется выпускать рецензируемые исследования, посвященные целостному исследованию определенных проблем эстетической проблематики, в том числе тех, которые необходимы ученым при представлении их диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук. Поэтому и в специально-академическом отношении программа Научно-образовательного центра «Художественная галерея Cogito» на Фестивале науки – 2024 соответствовала как миссии Фестиваля, так и назначению Центра на факультете.

За три дня работы проекта на выставке побывала значительная по количеству и качественному составу аудитория: причина этого заключалась в том, что кураторы проекта за месяц до проекта начали публичную регистрацию участия в нем широкой публики в Интернет ресурсе Timepad.ru, создав специальную страницу события

В результате на площадке события сложилась разнообразная и репрезентативная аудитория всех возрастных и образовательных групп, в том числе дети разных возрастов в сопровождении взрослых, заботящихся об их образовании. Это очень важно, так как назначение Фестиваля неизменно расширяется его дополнительным титулом «Наука 0+». У детей в программе фестивального проекта были особые возможности: познакомиться с необычными произведениями современного искусства вроде скульптуры «Голубок» - идеального подобия бумажной птички, которых любят делать дети, только сложенную из кровельного железа. Дети могли, удобно устроившись прямо на чистом полу галереи, где есть и напольная живопись, освоить на предложенных им листах бумаги иероглиф «Тигр» - символ будущего года по китайскому календарю – по подготовленному кураторами образцу и под руководством одного из них. Также они могли попробовать в коворкинге перед галереей свои силы в игре в пинг-понг на специально созданном для этого столе, ставшем частью перформанса «Пинг-понг», поскольку эта игра стала в Китае национальной, продолжив традиции аутентичных спортивных игр и настолько прочно апроприированной локальной культурой, что в ходе нее возникла даже особая хватка ракетки, получившая известность как «китайская». Как и положено в перформансе, под руководство специально готовившихся кураторов можно было освоить и такой специфический полезный навык, приобщившись к этой части китайской культуры.  В результате знакомство с элементами китайской культуры становилось всеобъемлющим и естественным, что свойственно эстетическому опыту вообще и полностью характеризуется термином «событие», что и соответствовало теоретическому замыслу кураторов.

Особой частью программы стало участие в проекте в рамках постоянного академического обмена с Высшим театральным училищем имени М.С. Щепкина группы студентов под руководством Е.А. Дзикевич, профессора кафедры философии и культурологии Училища, ученицы основателя кафедры эстетики философского факультета МГУ М.Ф. Овсянникова. Аспиранты-кураторы проекта неоднократно бывали в стенах Училища на студенческих спектаклях, теперь те, кто раньше был на сцене, стали зрителями и участниками подготовленных для них, том числе и постановочных, событий.

Одним из ключевых событий этого рода, помимо описанного упражнения в китайской каллиграфии и игры в пинг-понг, студенты Щепкинского училища также приняли участие в представленном в рамках проекта социометрическом квесте «Некоторые лица арт-мира», где в закодированной форме предполагалось узнать знаковые фигуры современной теории и практики художественной деятельности. Среди них были тщательно скрыты и такие важные персоналии современного театрального процесса, как Сергей Дягилев, Всеволод Мейерхольд и Ежи Гротовский.

Проект Научно-образовательного центра «Художественная галерея Cogito», в котором принял участие и.о. декана философского факультета МГУ Алексей Павлович Козырев, обратившийся к публике и кураторам с приветственными словами, стал важным этапом в работе Центра. По расчетам организаторов это должно дать также и результаты научного характера: обсуждены планы публикаций в серии «Библиотека Всеобщей Эстетики» факультетского профильного журнала, получены новые результаты социометрического исследования, которые будут обработаны и опубликованы. Событие стало реальной частью факультетской программы очередного Фестиваля науки.

Научный руководитель научно-образовательного центра «Художественная галерея Cogito»
доц. С.А. Дзикевич