Осенняя выездная школа отделения культурологии

5 октября 2024 года студенты образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры» и кафедры истории и теории мировой культуры приняли участие в традиционной осенней выездной школе отделения культурологии «Традиции Итальянского Ренессанса в московском зодчестве XV - XVI вв.». 

Темой этого года стали тектоника, композиция и культурный контекст собора во имя святителя Петра, митрополита Московского Высокопетровского монастыря. Строительство собора началось, по уточненным данным, в 1512 г. и шло под руководством уроженца г. Монтаньяна (провинция Венето, Италия) Алевиза Нового.

Алоизио из Монтаньяны (ум. на Руси не ранее 1531) – резчик, совершенствовавшийся у крупнейшего венецианского архитектора второй половины XV в. Мауро Кодуччи, оставил о себе на родине память как автор скульптурных композиций. Самый полный на сегодняшний день перечень работ Алевиза, включающий надгробия, алтарные и фасадные группы (среди которых отделка декора венецианской Скуолы Гранде ди Сан Марко; арх. П. Ломбардо, М. Кодуччи, 1488–1495), приводит в своем «Опыте словаря итальянских строительных мастеров» С.С. Подъяпольский. Из нескольких приписываемых ему объектов, по видимости далеких друг от друга и позволяющих полней оценить его дарование: мраморный портал Демир-капы (Железной двери) Бахчисарайского дворца хана Менгли-Гирея; фортификационный «Алевизов» ров, известный по реконструкциям и угадываемый лишь косвенно; декоративные элементы фасада Скуолы ди Сан Марко и, наконец, кремлевский собор Архангела Михаила, сохранившийся в неполном строительном объеме, мы выбрали для знакомства с Алевизом два последних. Они наиболее полно отвечают на ключевой вопрос медиатора: Что мы видим и почему на это смотрим?.

Для младшекурсников эти занятия – часть ознакомительной практики направления «Культурология», включающей знакомство с основами урбанистики и культурной медиации. Работать в формате культурной медиации означает вести полноценный диалог со зданием именно как с архитектурным сооружением, т.е. с пространственной средой, его создавшей. Эта среда – естественный медиатор между зданием и горожанами. Помня, что архитектура, в отличие от произведений изобразительного искусства, определяется материалом и корпус постройки, в некотором смысле, коррелирует с нашим, в медиации мы опираемся на принцип: взаимодействуем со зданием мы так же телесно. Это взаимодействие – сущность архитектуры и происходит прежде, чем здание начнет строиться. Задача медиатора – дать слово этому взаимодействию, облекая пространственную среду в нарратив, который позволил бы ей коммуницировать не объемами, а понятными слушателям средствами. Сообщение архитектуры должно стать для них не «застывшей музыкой», вопреки Гете и Шеллингу, а речью, разборчивой для всех участников коммуникации.

О чем нам поведал собор, построенный в честь митр. Петра? Выпадающий, на первый взгляд, из ансамбля Высокопетровского монастыря (хотя с XVII – первой половины XVIII в. и окруженный постройками нарышкинской и позднейших эпох и примерно тогда же несколько раз перестроенный в этой стилистике), собор тем не менее стоит свободно и интересен своей особостью и статью.

Несколько лет назад для включения в историческую перспективу на его фасадах восстановили декор первой трети XVIII в. Диссонанс, внесенный в ренессансный объем «акантовыми вавилонами», обсуждается и сегодня. Но собор, не связанный с остальными постройками единой визуальной пространственной осью, заново встроился в номинальную, семиотическую ось. Имя Петра, которое носило несколько лиц: ученик Иисуса, ставший апостолом; митрополит Киевский, ставший первым церковным иерархом, который с 1325 г. имел постоянную резиденцию в Москве; наконец, русский царевич, а затем царь и император, чье, можно сказать, повторное рождение отмечено еще несколькими храмами поблизости, создавало перекличку между всеми участниками ансамбля. Возвращение растесанным в XVII–XVIII вв. окнам первоначальной щелевидной формы при реставрации 1970–1980-х гг. под руководством Б.П. Дедушенко и затушевка барочного декора превратила прямой указатель на тезоименитого святого царя в косвенный. Зато однотонная терракотовая окраска сделала прозрачней отсылку к итальянской архитектуре, а подчеркнутый цветом столпообразный объем – не только к его прототипам XV в., но и к нерукотворной вертикали холма Яникул, где, согласно поздней легенде, встретил свою смерть апостол Петр и где в 1502 г. Браманте возвел Темпьетто.

Руководитель выездной школы: доц. Лунгина Д.А.