Научный семинар кафедры онтологии и теории познания

1 октября 2024 года состоялся научный семинар кафедры онтологии и теории познания. С докладом "Пролегомены к чистой агнотологии" выступила к.ф.н. ассистент кафедры онтологии и теории познания Полина Андреевна Ханова.

Агнотоло́гия или агнатоло́гия (от ἄ- и γνωσις) - термин, введенный историком науки и технологий Робертом Н. Проктором в 90-х гг. для обозначения нового подраздела социальной эпистемологии, призванного заниматься исследованиями социального конструирования незнания. Проктора и его коллег - социологов науки - интересовали в первую очередь случаи намеренного распространения заблуждений и сокрытия научных знаний, исследуемые в социальном аспекте. Типичные кейсы «социальных агнотологов» - ангажированные научные публикации, цензурные запреты на определенные виды научных исследований, научное безразличие к определенным вопросам, и т.п. Эта линия исследований сближается с одним из главных принципов «симметричной антропологии» Бруно Латура, требующим равного внимания и к победам, и к поражениям науки и технологии. Есть и целая серия близких терминов. Анастасия Голубинская предлагает термин «агнотоцен» для обозначения одного из аспектов антропоцена - игнорирования данных об изменении климата. «Феноменологическую агнотиологию» предлагает Galán Machío. Однако старше всех термин «агнойология» - он буквально родной брат «эпистемологии»:  агнойология как общая теория незнания впервые упоминается в «Institutes of Metaphysic: The Theory of Knowing and Being» Джеймса Фредерика Ферриера (1854), которому также принадлежит авторство термина „эпистемология“. П.А. Ханова предполагает, что термин «агнотология» и сама идея исследовать незнание содержит теоретический потенциал, выходящий далеко за пределы социальных исследований науки. Если понять ее буквально - как «исследования незнания» в самом широком смысле, то окажется, что агнотология всегда была «темным двойником» гносеологии: любой ответ на вопрос «Что я могу знать?» является одновременно утверждением о том, чего я знать не могу. Однако специально к теме незнания мало кто из философов обращается (что само по себе могло бы быть предметом исследования «социальной агнотологии»), поэтому следует для начала задаться вопросом, а как вообще говорить о том, как и чего мы не знаем? В докладе П.А. Ханова попыталась предложить некоторые возможные направления выстраивания агнотологии как философской (суб)дисциплины