Научный семинар кафедры философской антропологии
17 сентября 2024 года состоялось заседание Научного семинара кафедры философской антропологии с международным участием «А.Н. Скрябин и проблемы музыкальной антропологии».
С докладами выступили:
- Попков Владимир Витальевич (зав. отделом научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина, Москва, Россия) – Скрябин. Рассуждая о ...
- Амината Аленская (музыкант, философ, Париж, Франция) – Русская женщина в исполнении Александра Скрябина. Дочь Марина как всемирная симфония
- Гиренок Федор Иванович (д.ф.н., проф., заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ, Москва, Россия) – Несколько слов о Скрябине, «Поэме экстаза» и «Песне-Пляски падших»
- Скобелева Галина Анатольевна (музыкант, философ, Москва, Россия) - Франкофония начала ХХв. в поисках музыкальной аутентичности. Собственный стиль и русский след
- Ростова Наталья Николаевна (д.ф.н., проф., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Синтез искусств как антроподицея
- Медникова Анна Александровна (к.ф.н., м.н.с., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Синестезия ощущений в жизни Скрябина и «общее чувство» в философии Юркевича
- Холоднова Ксения Николаевна (аспирант 3 г.о., философский факультет МГУ, Москва, Россия) – Ф.М. Достоевский, Ф. Ницше, А.Н. Скрябин: сверхчеловек
В дискуссии приняли участие заслуженный деятель искусств РФ, главный редактор издательства «Музыка», доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе Мемориального музея А. Н. Скрябина Валентина Васильевна Рубцова, проф., д.ф.н. Клягин Сергей Вячеславович, студенты и аспиранты философского факультета МГУ.
Ведущим семинара выступила д.ф.н., проф. Ростова Наталья Николаевна.
Участники обсудили актуальные проблемы музыкальной антропологии и выявили точки пересечения философии и музыки в творчестве выдающегося русского композитора А.Н. Скрябина. Музыкант и философ Амината Аленская поделилась воспоминаниями о дочери композитора Марине Скрябиной и показала связь ее музыкально-философских изысканий с деятельностью отца. Владимир Витальевич Попков реконструировал биографию Скрябина в сценарно-событийном ключе. Анна Александровна Медникова показала пределы синестезии как проекта. В ходе дискуссии участники обсудили тезис о том, почему музыка Скрябина – это «холодный огонь», а его философия – итог европейской мысли. На заседании звучала Соната №5 Эжена Изаи в исполнении Галины Анатольевны Скобелевой.