Лекции А.П. Козырева в Образовательном центре "Сириус"
11-12 июня 2024 года исполняющий обязанности декана философского факультета доцент Алексей Павлович Козырев прочитал цикл лекций в Образовательном центре «Сириус» в рамках программы для школьников «Культура и общество».
Образовательный центр «Сириус» создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Научным руководителем программы «Культура и общество» Образовательного центра «Сириус» является председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ Владимир Романович Легойда. В реализации программы «Культура и общество» принимают участие преподаватели ведущих вузов, школ, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования нашей страны.
Алексей Павлович Козырев выступил с четырьмя лекциями:
- «Русская и европейская/западная культуры: сходства и различия»,
- «Роль православия в формировании русской культуры»,
- «Универсалии русской культуры»,
- «Москва как третий Рим: истоки, содержание и интерпретации средневековой концепции».
Лекции были посвящены ключевым особенностям и образам русской культуры. Среди примеров, приведенных доцентом А.П. Козыревым в лекции, - образ виноградной лозы, обвивающейся вокруг деревянного шеста, который Александр Блок в «Двенадцати» связывает с образом Христа, идущего впереди революционных матросов «в белом венчике из роз».
Универсалии русской культуры стали опорными моментами лекций Алексея Павловича:
«Некоторые из этих понятий даже невозможно перевести на другие языки. Например, «правда», «совесть». Как бы мы ни переводили на европейские языки слово «правда», получится «истина» или «справедливость». Даже во французском словаре непереводимых философских понятий русское слово «правда» присутствует как не поддающееся переводу. Передать его смысл можно только на русском. Слово «совесть» в переводе имеет» (Алексей Павлович Козырев в интервью для Образовательного центра «Сириус»)
Лекции слушали школьники из разных регионов России. В своих отзывах после прослушанного материала учащиеся особенно отмечали свою заинтересованность в изучении особенностей русской культуры, к которым они отнесли духовность, универсализм, "цветущую сложность", соборность, сочувствие, открытость и терпимость к другим культурам.