Семинар «История философии: находки и интерпретации»
28 мая 2024 года состоялось очередное заседание семинара кафедры истории зарубежной философии «История философии: находки и интерпретации» по теме «Философия после Канта». На семинаре с докладами выступили д.ф.н., профессор кафедры ИЗФ философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Евгеньевич Семенов («Некоторые тенденции развития послекантовской философии»), магистрант 2 курса кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Никитин Артем Борисович («Был ли ранний Ф.В.Й. Шеллинг фихтеанцем?»), аспирантка кафедры ИЗФ философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Фотева Алина Юрьевна («Решение проблемы вещи самой по себе в философии И.Г. Фихте»).
На семинаре присутствовали и участвовали в обсуждении докладов студенты, аспиранты и преподаватели философского факультета МГУ.
В.Е. Семенов в своем докладе проанализировал пути развития философии после проекта Канта. В начале доклада были выделены ключевые идеи, внесенные Кантом в онтологию и эпистемологию, в этику и эстетику. Далее Валерий Евгеньевич рассказал о том, как идеи Канта открыли дорогу для философии Бергсона, философии Гуссерля, философии жизни, прагматизма Джеймса. Затем были описаны некоторые ранние попытки «бежать» от революции Канта. Философы после Канта пытались выйти к абсолютному субъекту, делать акцент на воле, трансформировать учение Канта в учение о ценностях, вернуться к чистой онтологии, делая упор на человеческом существовании. Были проанализированы большие философские течения, возникшие в XIX веке: позитивистские направления, неоклассицизм (неокантианцы, неогегельянцы), волюнтаристские и иррационалистические направления. В ходе доклада подробно рассматривалась Марбургская школа неокантианства.
А.Б. Никитин в своем докладе анализировал тезис, который многие зарубежные и отечественные исследователи считают самоочевидным, а именно тезис об огромном влиянии идей И. Г. Фихте на формирование философских взглядов раннего Ф.В.Й. Шеллинга. Данная точка зрения является довольно проблематичной, поскольку не учитывает целый ряд обстоятельств. Во-первых, ранние работы Шеллинга выходят в то же самое время, когда появляются первые варианты наукоучения Фихте, т.е. в 1794-1796 гг. Во-вторых, Шеллинг совсем иначе подходит к пониманию основополагающих идей "Критики чистого разума" и кантовской философии в целом. В-третьих, его способ выведения основоположений знания отличается от фихтевского. В-четвертых, он не отдает предпочтение критицизму, а рассматривает и догматизм, и критицизм в качестве двух возможных философских систем.
А.Ю. Фотева в своем докладе проанализировала философский скептицизм, а также пути его преодоления в работах Декарта и Фихте. Алина Юрьевна показала, что в их построениях сомнительное знание невозможно без существования несомненного. Было отмечено, что эти философы пользуются одним и тем же методом – методом сомнения. В ходе доклада был реконструирован сам опыт сомнения, основанный на опыте Декарта. При этом было отмечено, что вывод Декарта о том, что «Я есть» является неправомерным. Вместо этого было предложено принять положение о несомненности лишь самого сомнения. Было предложено переосмыслить установку Декарта на то, что результатом опыта должно быть некоторое «что». Доклад был сделан в необычной форме, предоставляющей слушателям возможность поучаствовать в опыте философского размышления, что вызвало неподдельный интерес.