Семинар «История философии: находки и интерпретации»
26 марта 2024 года состоялось очередное заседание семинара кафедры истории зарубежной философии «История философии: находки и интерпретации» по теме «Философия Канта». На семинаре с докладами выступили к.ф.н., мл. науч. сотр. кафедры ИЗФ философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Чепелева Наталья Юрьевна («Пацифизм и милитаризм И. Канта»), магистрантка кафедры ИЗФ философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Карташова Анна Александровна (Разум повелевает: И. Кант о требовании единства знания).
На семинаре присутствовали и участвовали в обсуждении докладов студенты, аспиранты и преподаватели философского факультета МГУ.
Н. Ю. Чепелева в своем докладе проанализировала отношение И. Канта к войне, показав при этом сложность приписывания ему полярных позиций. Подверглось критике утверждение о том, что Кант был сторонником абсолютного пацифизма. Кант в своих работах не только допускал возможность войны, но и отмечал ее неизбежность. Некоторые виды войны Кант считал вполне справедливыми. Подробно анализировалось понятие войны в философии Канта, а также это понятие сопоставлялось с понятием естественного состояния в философии Т. Гоббса. Рассматривалась и концепция «вечного мира». Была отмечена непроясненность вопроса: считал ли Кант вечный мир достижимым? Этот же вопрос подробно обсуждался в ходе последовавшей за докладом дискуссии. Также в рамках дискуссии уточнялось понимание Кантом и Гоббсом естественного состояния.
А. А. Карташова в своем докладе показала, как стремление разума к единству выступает в роли регулятивного принципа в познании. Для этого было разъяснено место теоретического разума в философии Канта. Выявлено отличие разума от рассудка. Так, например, рассудок создаёт единство явлений согласно правилам. Разум же создаёт единство суждений рассудка по принципам. Проведён анализ понятия "идеи" в "Критике чистого разума". Показаны основные отличия трактовки данного понятия Кантом от предшествовавшей традиции. В идеях, согласно Канту, выражается стремление разума к безусловному. Разум в своём стремлении к единству знания (которое он тоже полагает как идею) ставит перед рассудком определённые задачи и направляет познание. Таким образом, единство знания оказывается идеей разума, играющей важную роль в познавательном процессе. После доклада последовало обсуждение.
А. Савелов