Доклад В.В. Ванчугова на факультете педагогического образования
12 марта 2024 года на факультете педагогического образования (ФПО) прошел научно-практический семинар с международным участием. С докладом «Философия и педагогический процесс: история взаимоотношений в университетском пространстве» выступил В.В. Ванчугов, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе семинара приняли участие коллеги из Казахстана и Узбекистана.
С приветственным словом в начале семинара выступили и.о. декана ФПО МГУ кандидат философских наук Т.А. Тореева и зам. декана по научной работе ФПО МГУ, профессор, доктор философских наук Г.В. Сорина (профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета).
Доклад был посвящен представлению философии как исследовательской деятельности, интеллектуального процесса в контексте образовательно-просветительских практик, осуществляемых в институциональных формах, — в высшей школе.
Прозвучали важные идеи о том, что:
- Университет в России, как научно-учебное сообщество, не только изначально был санкционирован высшей властью, но и постоянно находится под её контролем. В то же время периодически он находился и под неформальным надзором «духовной власти». Также следует принимать во внимание соприсутствие в нём множества инстанций, претендующих на ключевую роль в технологическом процессе.
- Университетское пространство является местом взаимодействия индивидов и групп, представляющих интересы различных «властей», активирующих комплекс тем и проблем политического, идеологического, религиозного, социального, психологического свойства.
- Философское сообщество, имея свои профессиональные цели и задачи, формируемые внутри интернационального по природе «интеллектуального сообщества», учитывает и то, что ему диктует «дух времени», «национальные интересы», «воля власти», «чаяния общества».
- Опыт «философствования в университете» представляет сегодня полезный ресурс как для понимания прошлого в целом и историко-философского процесса, в частности, так и для «конструирования» настоящего в контексте педагогического процесса.
Доклад В.В. Ванчугова вызвал творческую реакцию аудитории, и прозвучавшие вопросы и ответы на них еще раз показали как актуальность темы, так и необходимость проведения подобного рода семинаров, собирающих специалистов разных направлений, имеющих практический опыт и теоретические наработки.