Зимняя школа для учителей обществоведческих дисциплин

19 и 20 января 2024 года на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла четвертая Зимняя школа для учителей обществоведческих дисциплин.

Зимняя школа собрала свыше 120 педагогов из разных регионов России. В онлайн формате к занятиям Школы подключились учителя из Калининграда и Сахалина, Ярославля и Ставрополья, Москвы и Татарстана и еще многих больших и малых населенных пунктов нашей страны.

Тема школы была выбрана на основании пожеланий участников Летней школы для учителей: проблемы искусственного интеллекта в школьном курсе обществознания. Учителя школ, специалисты управленческих звеньев разных уровней системы образования, преподаватели СПО проявили большой интерес к лекциям ведущих экспертов и получили всесторонние знания о современном состоянии разработок в области ИИ, и познакомиться с актуальными тенденциями в рассмотрении философских, социологических, психологических проблем развития ИИ, и возможностями использования обращения к ним в преподавании обществознания и внеурочной деятельности.

Высокий интерес со стороны слушателей был обусловлен запросом на глубокое и всестороннее осмысление актуальной проблематики, которая может быть использована в курсе обществознания при рассмотрении этики, эстетики, современных особенностей науки и образования, трансформации социальных отношений в цифровом мире. Стремление педагогов разобраться в сложных вопросах и быть в курсе новейших тенденций стало мощным мотивом для активного участия в обсуждении тем цифрового детства, манипулятивных технологий, изменения профессии учитель при внедрении ИИ в образование. По всем темам Зимней школы слушателям был предоставлен доступ к аннотациям каждой лекции, списки рекомендуемой литературы, презентации.

В рамках школы преподавателями философского факультета были проведены следующие занятия:

  • «Искусственный интеллект: история и методология»  – Клюева Наталья Юрьевна доцент, к.филос.наук
  • «Искусственный интеллект и проблемы развития общества» - Дряева Элла Давидовна доцент, к.филос.наук
  • «Обращение к проблематике искусственного интеллекта при изучении этических вопросов в курсе «Обществознание» – Скворцов Алексей Алексеевич доцент, к.филос.наук
  • «Искусственный интеллект и творчество: изучаем вопросы эстетики в курсе «Обществознание» – Кондратьев Евгений Андреевич зав. кафедрой эстетики,  доцент, к.филос.наук
  • «Искусственный интеллект в образовании: проблемы и решения» – Брызгалина Елена Владимировна, зав.кафедрой философии образования, доцент, к.филос.наук
  • «Трансформация ролей педагога в условиях цифровизации образования» – Козолупенко Дарья Павловна, профессор кафедры философии образования, д.филос.наук

 

К участию были приглашены коллеги факультета психологии и социологического факультетов МГУ:

  • «Дети и искусственный интеллект: взгляд психолога» – Солдатова Галина Владимировна профессор, зам. зав. кафедрой психологии личности факультета психологии, к.п.н.
  • «Социальные отношения в условиях развития цифровых технологий»  – Гавриленко Ольга Владимировна, зав. кафедрой социальных технологий социологического факультета, доцент, к.cоц.н.

 

Руководитель программы - к. филос.н., доцент, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный работник сферы образования Российской Федерации Елена Владимировна Брызгалина.

Зимняя школа философского факультета МГУ является одним из традиционных мероприятий, направленных на повышение качества образования в России, на укрепление сотрудничества университета и школы. Подтверждением этому являются десятки положительных отзывов о прошедшей Зимней школе с благодарностями в адрес преподавателей и организаторов.

 

Отзывы участников Зимней школы:

«Огромная благодарность организаторам и лекторам! Все занятия на высочайшем профессиональном уровне! Очень содержательные лекции, насыщенные самой актуальной и современной информацией. Всегда на занятии узнавала много нового. Все проблемы получают разностороннее освещение. Много дополнительного материала, который можно использовать и в работе и для себя лично»

Гильфанова Юлия Расимовна, МОУ Туношенская средняя школа им.Героя России Селезнева А.А.,   Ярославская область.

 

«Счастлива , что мне удалось принять участие в Зимней школе. Так приятно видеть и слушать мастеров своего дела, людей увлеченных, умеющих заразить и поддерживать интерес к проблеме, заставляющих думать, переосмысливать материал, рождать новые идеи, побуждать к творчеству. Материал всех лекций актуален, логичен, доступен. В ходе школы организовано живое общение, как с преподавателями, так и со слушателями Идет обмен опытом, есть возможность познакомиться с преподавателями страны и их школами. Огромное спасибо всем организаторам школы, лекторам, участникам за радость общения,  познания, творчества, вдохновение Наше сотрудничество дает отличные результаты  Спасибо за заботу о нас учителях не на словах, а на деле Вашу самоотверженность, любовь к своему делу, желание повысить уровень образования в стране, помочь нашим ученикам воплотить свою мечту Здоровья, мира, успехов»

Трубникова Татьяна Григорьевна, МБОУ"Лицей No 23" г. Озерск, Челябинская область

 

«Выбранная тема Зимней школы актуальна, значима и интересна. Актуальна, потому что педагоги сталкиваются с проблемой оценивания работ составленных нейросетью, например, индивидуальных итоговых проектов в 10-11-х классах. Значима, т.к. нельзя не видеть тех изменений, которые связаны с искусственным интеллектом, изменением технологий и их влиянием на все сферы жизни. Интересна, потому что проблемы ИИ интригуют, побуждают к изучению, анализу, оценке этого явления. Лекции, подготовленные учеными философского факультета МГУ, многосторонне охватили эту тему: от технологий ИИ до социальных изменений. Предоставленный материал очень важен для педагогов - в этом учебном году в 10-х классах осуществлен переход на новый учебник по курсу "обществознание" углубленного уровня, первая часть которого посвящена сложным философским вопросам "человек и общество", "деятельность", "мышление и сознание". Безусловно, полученный в ходе Зимней школы багаж очень пригодится. Спасибо большое организаторам!»

Билль Ирина Александровна, МБОУ гимназия No2, ХМАО-Югра

 

«Все лекции в тематическом поле "Проблемы искусственного интеллекта в школьном курсе обществознания" позволили приобрести очень своевременные знания и осознание первостепенных акцентов в общении (дети и искусственный интеллект: взгляд психолога. Обоснование, когда в чате конференции 20.01.24 задали вопрос: как Вы относитесь к эксперименту в трех ОО о системе ИИ лицевого эмоционального состояния учеников, по-моему, только я отреагировала положительно, потому что в настоящее время на одного психолога должно приходиться не более 70 человек. Если в нашей школе 1200 человек, значит наша потребность ~17 психологов, а в наличии 1 реально/3 дня в неделю. А требуется каждый день, возможно, на каждом уроке. Эту роль вынужден выполнять учитель, которому не хватает знаний и опыта в этом аспекте). Если искусственный интеллект способен снизить нагрузку и риски общения с цифровой личностью, то я "за". Благодарю за возможность понять социальное служение роботов и кто такие прекариаты на рынке труда»

Татьяна Владимировна Кузьминова, МБОУ Школа No124 г.о. Самара, Самарская область

 

«Погружение в материал с лекторами школы привело к пониманию моей недостаточной осведомленности предметом темы ИИ, значимости представленных тем и перспективе их использования в области моей профессиональной деятельности. Спикеры изменили отношение к ИИ, дополнили знания об ИИ, увлекли к размышлению о необходимости погружения в область ИИ и поиска нового методического и дидактического вектора в воспитании и развитии как своих родных детей, так и детей в школе»

Сарайкина Ирина Валентиновна, МАОУ лицей "Надежда", Сахалинская область

 

«От всей души благодарю организаторов Зимней школы за возможность обсуждения и взаимодействия по очень важным темам! Актуальность проведенных лекций связана с трансформацией современного общества и изменениями в контактировании субъектов образовательных отношений в диаде "человек-человек", "человек-общество". Выражаю вам признательность и благодарность!»

Чернышев Руслан Александрович, МОУ "Средняя школа No88", Ярославская область

 

«Благодарна организаторам Зимней школы  МГУ для учителей истории и обществознания посвящённой проблеме искусственного интеллекта в школьном курсе обществознания. Не заметила, как пролетело время!  Программа Зимней школы составлена очень  насыщенно, информативно, интересно!!!  Получила  знания  об истории и актуальном положении дел в области технологий искусственного интеллекта, познакомилась с современным состоянием философско-методологических исследований техники.  Лекции заставили задуматься о серьёзности данной темы.  Каждое выступление дало массу идей как разработать тематику  дискуссий в области разработки и применения систем искусственного интеллекта в рамках  школьного курса «Обществознание».

Файзуллина Альбина Маликовна, МБОУ "Многопрофильный лицей No187", Республика Татарстан

 

«Зимняя школа превзошла мои ожидания. Содержание Зимней школы соответствовало как профессиональным, так и личным запросам. Лекции А.А. Скворцова и Е.А. Кондратьева привели к размышлениям о формате практических заданий для студентов. Из лекций Н.Ю. Клюевой, Э.Д. Дряевой почерпнула для себя новые идеи, касающиеся развития ИИ в медицинской сфере (например, моделирование нейронов). Лекции второго дня школы позволили собрать несколько дополнительных аргументов в пользу того, что преподаватель не может быть заменен ИИ. Несмотря на то, что молодежь много времени проводит в интернете, не все способны находить нужную информацию и критически ее осмыслять. Расписание лекций четко структурировано, благодаря чему удалось расширить свои знания как в аспектах технологий ИИ, так и в области преподавания»

Жудина Анастасия Алексеевна, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва

 

Выражаю слова искренней благодарности ВСЕМ преподавателям Зимней школы МГУ. Особая благодарность Елене Владимировне за организацию Летней школы, подборку содержательных аспектов, глубокое погружение в предметные и методологические особенности поднимаемых вопросов, связанных с искусственным интеллектом! Очень качественно и интересно с высочайшим профессионализмом раскрыты проблемы искусственного интеллекта на лекциях Клюевой Натальи Юрьевны, Дряевой Эллы Давидовны, Козолупенко Дарьи Павловны, Солдатовой Галины Владимировны и др. Сейчас смотрю на работу Ш. Зубофф “Надзорный капитализм” еще глубже и основательнее благодаря лекции Ольги Владимировны Гавриленко. СПАСИБО! Профессионализм максимальный!

Мухтиярова Эльвира Исаковна, "Лицей No 78 им.А.С.Пушкина", г. Набережные челны, Республика Татарстан