Круглый стол "Художник перед лицом религиозного опыта: XX-XXI вв."

14 декабря 2023 года на философском факультете прошел круглый стол «Художник перед лицом религиозного опыта: XX-XXI вв.», организованный кафедрой эстетики. 

Актуальность философского обсуждения данной темы обусловлена наблюдаемым в последнее десятилетие ростом научных исследований в области изучения религиозной проблематики отечественного и зарубежного изобразительного искусства. Выставочная практика в этой области также становится более интенсивной и разнообразной. Всё это делает своевременным междисциплинарные исследования, в которых философы, религиоведы и искусствоведы пытаются дать целостное осмысление данного феномена. 

Организаторами круглого стола выступили и.о заведующего кафедрой эстетики доцент Евгений Андреевич Кондратьев, доцент кафедры эстетики Андрей Георгиевич Рукавишников и религиовед, доцент НИУ МГСУ Виктор Владимирович Барашков

Доклад доцента Евгения Андреевича Кондратьева был посвящен проблеме преемственности и стилизации в храмовой архитектуре начала XX века. Были раскрыты основные стилевые направления в храмовой архитектуре этого периода, а также проведены параллели со стилизацией в храмовой архитектуре начала XXI века. Выступление было логично дополнено присутствовавшим на круглом столе главным архитектором ФХУ РПЦ протоиереем Андреем Юревичем, рассказавшем о специфике работы над проектами новых храмов в Москве, о тонкой грани между преемственностью и поисками новых пространственных решений. 

В докладе доктора искусствоведения, заведующей отделом Искусства XX-XXI вв. НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ Анны Константиновны Флорковской было рассмотрено творчество малоисследованного художника Святослава Воинова (1890-1920). Его работы на религиозную тему конца 1910-х гг. были новаторскими по композиции, но в то же время обусловлены скрупулезным исследованием композиций икон. Это подтверждает тезис о том, что на искусство русского авангарда немалое влияние оказало открытие в 1910-е гг. древнерусской иконы. 

Обозреватель журнала "Наука и религия" Роман Владимирович Багдасаров обратился к творчеству художников другого поколения, участников выставок 1970-1980-х гг. на Малой Грузинской 28 Виталия Линицкого (р. 1934) и Владислава Провоторова (р. 1947). Искренний интерес к религиозной теме в искусстве позднее привёл к тому, что они стали священниками. Докладчик рассмотрел живописный цикл В. Линицкого «Божественная литургия», созданный в 1977-1986 гг. В нем сочетание фигуратива и абстракции идеально отвечает задаче, которую ставила перед художником христианская догматика: изображение невидимого. Также были осмыслены работы В. Провоторова, раскрывающие темы Апокалипсиса. 

Искусствовед, аспирант, преподаватель РГУ им. А.Н. Косыгина София Николаевна Рубцова взяла совсем свежий материал, осветив вопрос трансляции религиозного опыта через выставочное пространство на примере практики арт-проектов в Санкт-Петербурге 2023 года. Анненкирхе формирует выставочное пространство как миссионерски-образовательную программу с узнаваемыми символами. Выставки проекта «После иконы» в Санкт-Петербурге обращены к более сложному художественному переосмыслению христианского образа, произведения объединены общей идеей проекта. Несмотря на конфессиональные различия, вытекающие из этого цели и инструменты, создается тесная связь между художественной и религиозной областями, которая необходима всем участникам данного процесса. 

Религиовед, член Ассоциации искусствоведов Виктор Владимирович Барашков на примере творчества европейских художников второй половины XX века выявил общий элемент в акценте на антропологические измерения религиозного опыта. В творчестве немецкого художника и священника Херберта Фалькена (1932-2023) образ Христа выявляется не прямо, но через образы людей, прежде всего, страдающих людей. В отчасти автобиографической серии работ «Мой мозг – это мой терновый венец» показаны антиномии творческого процесса художника-священника. Сквозь многие работы известного немецкого художника Йозефа Бойса (1921-1986) проходит понимание Христа как представителя человечества через Воскресение. Однако осуществление человеческого совершенствования возможно только при помощи творческой инициативы самого человека. Креативность понимается как связь с божественным внутри себя самого. Эта мысль является ключом к пониманию его известного утверждения «Каждый человек – художник». 

В обсуждении докладов также приняли участие гости: протоиерей Андрей Юревич – настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, главный архитектор ФХУ РПЦ, член САР, собиратель коллекции современного христианского искусства, Вера Головина – искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи, Армен Апресян – доцент кафедры эстетики философского факультета, Елена Конькова – старший преподаватель РГУ им. А.Н. Косыгина. 

Все доклады вызвали оживлённую дискуссию, так как эта область исследований тесно связана с такими значимыми и непростыми вопросами как природа религиозного опыта, взаимоотношения между церковным (литургическим) и светским религиозным искусством, эстетическая оценка конкретной практики: как строительства новых храмов, так и организации выставочных проектов. 

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М. В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».