Открытая лекция В.И. Мартынова

25 апреля 2023 года на философском факультете МГУ прошла открытая лекция известного композитора и философа Владимира Ивановича Мартынова «Исчезновение человека: От мухи Джотто – через писсуар Дюшана – к коробке Brillo Уорхолла».

На лекции присутствовало более 50 человек, в том числе проректор МГУ Бушев Станислав Александрович, и.о. декана философского факультета Козырев Алексей Павлович, зам.декана философского факультета по учебной работе Крупник Игорь Леонидович, преподаватели, аспиранты и студенты философского и других факультетов МГУ, а также гости из других высших учебных  заведений и научных институтов Москвы. 

Во вступительном слове зам.декана философского факультета МГУ Игорь Леонидович Крупник представил собравшимся Владимира Ивановича Мартынова как самобытного и глубокого исследователя, чья философия по праву известна не менее, чем его музыкальные произведения, вспомнил о читавшемся в 2006-2009гг. и пользовавшемся заслуженной популярностью авторском курсе лекций по музыкальной антропологии и выразил надежду на то, что предстоящая лекция будет являться одной из возможных форм продолжающегося сотрудничества, которое философский факультет всегда готов поддержать.

Лекция затрагивала вопросы, актуальные для всей современной культуры. Начав с рассуждения о том, когда возникло искусство и почему не только палеолитические изображения не могут считаться произведениями искусства, но и в целом искусство является изобретением относительно недавним и насчитывает лет 200-250, Владимир Иванович Мартынов плавно провёл слушателей через все «точки невозврата» современной цивилизации, нашедшие своё отражение в работах Джотто, Каравелли, Дюшана, Маргитта и Уорхола, показав, как возникала и рушилась в истории цивилизации «религия искусства», а в заключение рассказал об особенностях русского мировосприятия, необустроенности русского человека и его ориентации не на характерный для европейской мысли «град на холме», а  на град Китеж.  

Многие положения лекции вызвали живой отклик у аудитории. История появления мухи на картине Карло Кривелли «Мадонна с младенцем» как ещё не институциональное, но явно выраженное художником разделение предметов и явлений на возвышенные и повседневные; появление собственно «религии искусства» и его институционализация, жест переворачивания представления об искусстве, совершённый Марселем Дюшаном, фактически отменившем понятие произведения и показавшем, что любой предмет может быть превращён в «произведение» искусства посредством простого перемещения в соответствующим образом институционализированное пространство и сделавший наглядным лозунг Рене Маргитта «это – не то, что ты видишь»; рассуждение о смысле, который препятствует пониманию; возвращение специального акта создания произведения в работах Энди Уорхола, ещё радикальнее трансформирующее представления об искусстве, человеке и мире и вводящего понятия симулякра и серии, и его соотнесение с формулой Даниэля Канемана «Что ты видишь, то и есть» - вот лишь немногие сюжеты, выстроенные автором в стройную линию, рисующую движение европейской цивилизации, в которой человек постепенно стирает себя.   

Последующее обсуждение, начавшееся с вопросов о перспективах современного искусства, возможностях и путях развития культуры после прохождения обозначенных В.И.Мартыновым «точек цивилизационного невозврата», по времени, да и по содержанию, оказалось почти равноценно лекции, и затронуло даже те вопросы, которые в самой лекции не поднимались, но естественно связывали рассказанное с тем, что нашло отражение в музыкальных произведениях автора и его книгах.

д.ф.н., проф. Д.П. Козолупенко