Конференция «Научно-философское наследие П. А. Кропоткина в контексте истории и современности»

9-10 декабря 2022 года состоится Всероссийская научная конференция «Научно-философское наследие П. А. Кропоткина в контексте истории и современности», посвященная 180-летию со дня рождения П.А. Кропоткина.

Программа конференции

 

9 декабря 2022, пятница Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, учебно-научный корпус «Шуваловский»)
9.00. Начало регистрации участников научной конференции.
10.00. Пленарное заседание научной конференции. Ауд. А-307.
14.30–15.30. Обеденный перерыв
15.30-19.00. Секционные заседания
Секция 1. Философские идеи П. А. Кропоткина. Этика взаимной помощи в природе и обществе. Ауд. А-518
Секция 2. Общественно-политическое наследие и политическая деятельность П.А. Кропоткина. Ауд. А-307
19.00. Завершение первого дня работы научной конференции

10 декабря 2022, суббота Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» (Дмитров, ул. Загорская, 17)
10.00–11.30. Встреча участников научной конференции, экскурсия по Музею-заповеднику «Дмитровский Кремль»
11.30–13.30. Первая часть Пленарного заседания научной конференции
13.30–14.30. Обеденный перерыв
14.30–16.30. Вторая часть Пленарного заседания научной конференции
17.00. Окончание научной конференции

 

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842–1921) происходит из знатного княжеского рода Рюриковичей. Ещё в юности вполне определенной блестящей карьере придворного Кропоткин предпочел альтернативу бурной и опасной революционной стези. Путешествуя во главе казачьей экспедиции по дебрям Восточной Сибири и Дальнего Востока и познакомившись с бытом местного населения, он ощутил востребованность анархистских идей. Окончательно в выбранном векторе саморазвития Кропоткин утвердился после знакомства в Швейцарии с Д. Гильомом, А. Малоном, А. Швицгебелем и др. членами Юрской федерации Первого Интернационала – "федералистами", пропагандировавшими идеи М. А. Бакунина. Вернувшись в Россию, Кропоткин с головой ушел в революционную деятельность, что стоило ему свободы. Организованный друзьями удачный побег из Николаевского госпиталя стал началом более чем 40-летней эмиграции. Социально-политическое наследие Кропоткина является своеобразным продолжением бакунинской анархистской теории, дополненной гуманистическими нотами, призывами к взаимопомощи, творческому умственному саморазвитию. «Этика» стала итоговым, незавершённым, трудом Кропоткина, как бы подытожившего всю жизнь мыслителя. К своей концепции анархо-коммунизма он пришел через тернии идейных сомнений и революционной борьбы, демонстрируя эволюционирование от крайних форм насилия и террора, допускавшихся им для достижения целей подавления сопротивления государства («Речи бунтовщика», «Хлеб и воля») к более гуманным формам социального взаимодействия. Кропоткин стал свидетелем большевистского Октябрьского переворота и оказался в водовороте событий политического противостояния. Разработанная Кропоткиным анархистская теория получила возможность воплотиться на практике, но действительность оказалась намного жёстче и трагичнее многих предложенным схем.