Семинар «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»

28 октября 2022 года на платформе Zoom состоялось 16-е заседание научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений» имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

В его работе приняли участие аспиранты и преподаватели философского факультета МГУ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), а также исследователи из других вузов.

Докладчиком выступил доктор экономических наук, профессора кафедры экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета, Фролов Даниил Петрович. Тема выступления – «Когнитивные институты: как институциональные экономисты изучают расширенное познание?».

В докладе была представлена концепция когнитивных институтов, лежащая в основе так называемой постнортианской (post-Northian) институциональной экономической теории, связанной с изучением когнитивного измерения институтов за рамками теоретического наследия Нобелевского лауреата Дугласа Норта. Даниил Петрович показал трансформацию понятия института на основе трех волн междисциплинарных взаимодействий между когнитивной наукой и институциональной экономикой. Более подробно докладчик остановился на третьей волне, связанной с отказом от концепции общих ментальных моделей и идеи их интернализации в пользу интерактивной энактивистской парадигмы. На основе собственных исследований Даниил Петрович предложил новый способ к определению понятия когнитивный институт. В докладе были рассмотрены две перспективные области развития когнитивно-институциональных исследований: это экологическая рациональность и конструирование когнитивно-культурных ниш.

Доклады вызвали интерес и активные дискуссии у участников семинара.

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» (направление «Моделирование социокультурных процессов»).