Семинар «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»

15 июня 2022 года на платформе Zoom состоялось 15-е заседание научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений» имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

Во всех докладах 15-ого семинара, посвященного памяти заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича, содержались результаты практических исследований в сфере эпистемологии и философии науки и техники, которые были проведены при участии или под руководством заслуженного профессора Московского университета, советского и российского философа, специалиста в области логики, герменевтики и философии науки и техники заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

В его работе приняли участие аспиранты и преподаватели философского факультета МГУ НИУ-ВШЭ, а также исследователи из других вузов.

Видеозапись семинара доступна по ссылке

Первым докладчиком выступил студент 3-ого года обучения философского факультета кафедры философии и методологии науки Болсун Данил Юрьевич. Тема выступления – «Применение точных методов для индивидуализирующего изучения художественной литературы».

В докладе было показано, что гуманитарное знание сталкивается с методологической размытостью и необходимостью привнесения точных методов в гуманитарное знание. Было предложено и обосновано различение двух подходов: «перевода» и «моделирования». Для обоснования предложенного разделения проводятся параллели с структурно-семиотическими представлениями о тексте (в частности, с идеями московско-тартусской школы), а также работами современных исследователей̆ в области Digital Humanities. Были рассмотрены подходы: формализма, Шкловского, В. Г. Кузнецова, В. Я. Проппа, Ю. М. Лотмана, Н. А. Морозова, Л. З. Мановича. Далее докладчик предложил сравнение двух видов практик в digital humanities. 

Вторым докладчиком выступила к. филос. н., преподаватель кафедры философии и методологии науки философского факультета, Проволович Татьяна Олеговна. Тема выступления - «Чужая» боль в современной социальной когнитивной нейробиологии».

В докладе Татьяна Олеговна рассмотрела проблему интерпретации исследований «зеркальных» нейронов. Далее было описана связь между изучением данного вида нейронов с феноменом интенциональности, процессом ментализации и способностью к эмпатии. На основе исследований конца XX- начала XXI века, проведенных М. Либерманом и Н. Айзенбергер, было открыто, что физиологический способ переживания социальной боли не отчается по способу физической реализации от естественной боли, и невозможно, опираясь исключительно на нейробиологические данные определить вид (социальной или естественной) боли. На основе чего в докладе были представлены критические замечания физикалистских способов исследования ментальных процессов. 

Третьим докладчиком выступил к. филос. н., преподаватель факультета гуманитарных наук Школы философии и культурологии НИУ-ВШЭ, Кузин Иван Александрович. Тема выступления - «От алгоритмической рациональности к эволюционной психологии».

Доклад был посвящен способам объяснения программы адаптационизма («атомизация» организма на признаках и интерпретация признаков как оптимальных («оптимизация») и геноцентризма. Иваном Александровичем была предложена схема-связь социобиологии, эволюционной психологии, философии биологии с разными способами понимания рациональности (алгоритмическая, эвристики и искажения, ограниченная и экологическая, воплощенная). Через анализ данных способов понимания рациональности докладчик показал появление нового концепта экзаптации, который связывается с «преадаптацией».

Четвертым докладчиком выступила к. филос. н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета, Желнова Александра Марковна. Тема выступления - «Трансформация способов постановки «вопроса о технике»: sui generis техники».

В докладе была рассмотрена проблема понимания техники, как того, что имеет цель. С данной проблемой оказывается связано особое субстанциональное понимание техники, которое входит в противоречие с классическим пониманием. Для погружения в данную проблематику были рассмотрены подходы к пониманию техники Ясперсом (техника как средство), Хайдеггером (власть духа над техникой), Дессауэром (вопрос о таинстве сущности техники). В отличие от них Ж.-Л. Нанси предлагает обращаться к техники исходя из ее целей. Таким образом, в технике сталкиваются два аспекта: как средство достижения цели и как цель в себе.

Доклады вызвали интерес и активные дискуссии у участников семинара.

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» (направление «Моделирование социокультурных процессов»).