Летняя школа для учителей - 2022

17-18 июня 2022 года на философском факультете прошла традиционная Летняя школа для учителей обществоведческих дисциплин.

Летняя школа 2022 года объединила 226 учителей из разных уголков нашей страны: Москва, Санкт- Петербург, Калининград, Казань, Ульяновск, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Таганрог, Самара, Чебоксары, Тольятти, Курск, Волжск (Республика Марий Эл) и ряда других регионов. Лекции школы были посвящены вопросам теории познания в школьном курсе обществознания. Были освещены такие темы, как своеобразие науки как формы познания, современные способы изучения научной деятельности, особенности социально-гуманитарного познания, концепции истины. Также были рассмотрены методики подготовки школьников к выполнению заданий по теории познания в итоговых аттестациях.

В рамках школы ведущими преподавателями философского факультета были прочитаны лекции: «О проблеме познаваемости мира и формах познания» - к.ф.н. Полякова С.В. «Философские концепции истины» - к.ф.н. Алексеева Д.А. «Наука как форма познания. Естественные и социально-гуманитарные науки» - к.ф.н., заведующая кафедрой философии образования Брызгалина Е.В. «Что значит исследовать науку?» - к.ф.н., заведующий кафедрой онтологии и теории познания Гавриленко С.М. «Специфика социально-гуманитарного познания» - д.ф.н., профессор заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов философского факультете Алексеев А.П. «Методика подготовки школьников к выполнению заданий по теории познания в итоговых аттестациях» - к.и.н. Французова О.А.

Руководитель школы - заведующая кафедрой философии образования, к.ф.н., доцент Брызгалина Е.В.

Высокий интерес со стороны слушателей был обусловлен не только и зменениями в формате проведения итоговой аттестации по обществознанию, но и запросом на глубокое и всестороннее осмысление той философской проблематики, которая рассматривается в курсе обществознания, а так же личным стремлением и желание каждого учителя достичь вершин педагогического мастерства.

Поддержка учителей-предметников, стремящихся к постоянному профессиональному развитию, со стороны академического сообщества важна для повышения качества преподавания обществознания как значимого мировоззренческого школьного предмета, формирующего личные и гражданские компетенции школьников. Философский факультет заинтересован в знающих и мотивированных абитуриентах, поэтому работа с учителями обществознания, которые готовят таких абитуриентов, составляет для нас важное направление деятельности. Планируя очередную Школу для учителей, мы с большим вниманием относимся к запросу коллег, к их содержательным предложениям о темах и аспектах рассмотрения самых «трудных вопросов обществознания». Отзывы участников школы убедительно показывают, что предложенные на Летней школе в 2022 году темы были очень востребованы педагогами, а материал, предложенный лекторами, найдет отражение в их уроках и пригодится при подготовке школьников к предметным олимпиадам и дополнительным вступительным испытаниям.

– руководитель школы доцент Брызгалина Е.В.

Отзывы участников Летней школы:

В течение ряда лет являюсь участником школ для учителей обществознания, проводимых философским факультетом МГУ, и всегда с нетерпением их жду. Для практикующего педагога в современном динамично развивающемся информационном пространстве чрезвычайно значима возможность непосредственного общения с представителями научного сообщества. В связи с чем выражаю слова признательности руководителю школы к.ф.н. Брызгалиной Е.В. и всему преподавательскому составу за их подвижническую деятельность, большую работу по научно-методической поддержке учителей. Хочется отметить высочайший уровень организации школ, актуальность, научность и практическую значимость содержания занятий, профессионализм лекторов. Школа стала площадкой, обеспечивающей взаимодействие и сотрудничество педагогов из разных регионов России. Но, самое главное - она дает мощный стимул для личностного и профессионального развития педагога.

– Стрикова Ольга Алексеевна (ГБОУ "Школа №498" г. Москвы)

Огромное СПАСИБО организаторам Летней школы 2022 за прекрасно составленную Программу работы Школы! И, хоть тема одна - философия, но вопросы и проблемы, которые обсуждались с учителями, были разнообразные и очень актуальные. Лекции были познавательные, расширяющие наши интеллектуальные горизонты! Так в своём выступлении Александр Петрович Алексеев показал путь к современной классификации науки. Алексеева Дарья Александровна помогла расставить точки над i в теме "Истина". Очень актуально прозвучал вопрос о ценности истины и её связи с реальностью. Все лекторы Летней школы поработали ОТЛИЧНО! Я думаю...нет, я уверена в том, что создание единого образовательного пространства – под силу только философам!

– Бобылёва Ирина Александровна (МБОУ СОШ им. М. Горького г. Скопина Рязанской области)

Огромное спасибо организаторам Летней школы для учителей истории и обществознания 2022 за вашу заботу, поддержку российского учителя. Вы подарили нам заряд энергии, оптимизма, желание творить, достигать новых высот. Радость познания, стремление быть в курсе новых исследований, дискуссий и направлений в науке. Все это Вы дали нам в своих лекциях, показав, как можно будить интерес к знанию, исследованию проблем, постижению воззрений ученых различных философских школ, соотносить прошлое и настоящее, заглядывать в будущее и решать проблемы сегодняшнего дня. Вы вновь влюбили нас в философию. Подарили массу интересных идей, которые мы постараемся воплотить в жизнь, будя мысль наших учеников, воспитывая исследователей, почемучек, думающих, мыслящих, понимающих не однозначность происходящего, как в жизни, так и в науке. Спасибо за вашу преданность науке и желание продвигать ее вперед, за щедрость души и веру в УЧИТЕЛЯ. Здоровья, радости творчества Вам и вашим ученикам. До новых встреч.

– Трубникова Татьяна Григорьевна (МБОУ"Лицей №23, Москва)

Летняя школа для учителей истории и обществознания 2022, на которой я оказалась впервые, подарила мне колоссальное удовольствие от пребывания в научной среде с профессионалами своего дела. Лекторы на сто процентов расширили мои профессиональные навыки в плане теории и методики (подготовка школьников к ГИА в области теории познания). Лекции, посвящённые проблемам роли науки, познания, истины заставили задуматься и подняться на более высокий концептуальный уровень, посмотреть на определённые научные проблемы с другой стороны. Позитивным моментом стоит отметить наличие визуализации материала лекторов и доступного научного языка изложения. Благодаря живому общению и диалогу между преподавателями и участниками виртуальной аудитории проводились дискуссии, обмен мнениями, давались ответы на поставленные участниками вопросы для преподавателей. Порадовала техническая составляющая мероприятия. Чат работал на постоянной основе. Хочу выразить огромную благодарность преподавательскому составу.

– Жильцова Кира Евгеньевна (МКОУ Прихолмская СОШ №4, Красноярский край)

Хотелось бы отметить сбалансированность программы Летней школы по такой сложной во всех аспектах темы как теория познания. Спасибо за особое внимание к предметной подготовке по теме, несомненную практическую полезность, интересные примеры. Достаточно сложно в современном информационном поле уследить и осмыслить тенденции развития современной науки, но благодаря Летней школе это оказалось возможным. Полученную на занятиях информацию еще предстоит осмыслить и она действительно заставляет задуматься. Спасибо преподавателям философского факультета МГУ и лично Брызгалиной Е.В. за такую важную площадку для общения с учителями!

– Слепкова Елена Викторовна (МБОУ "Средняя школа № 4" г. Иваново)

Я впервые стала участницей Летней школы. Сказать, что я получила колоссальное удовольствие - значит ничего не сказать. Я окунулась в мир высокой мысли, в мир радушного отношения. Я получила нужные теоретические и полезные практические знания. Я сознательно акцентирую внимание на слове "знания", а не информацию. Очень просто и доступно, но в тоже время на высоком ученом уровне были затронут темы проблемы познаваемости мира, концепции истины, форм науки и исследований науки. После Летней школы, я содержательно изменила и свои лекции по философии. Они стали проще, понятны и доступны для учащихся, я их дополнила примерами, которыми так бедны параграфы учебников. Спасибо большое за работу и организацию. С большим удовольствием буду посещать Летнюю школу и в дальнейшем.

– Яковлева Юлия Вячеславовна (Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа 9 им. А. С. Пушкина" г. Волжск Республика Марий Эл)

Многократно участвовала в летних школах для учителей , организованных философским факультетом, стараюсь их не пропускать. Школа даёт знания высшего уровня, так необходимое современному учителю. Ведь, чтобы преподавать в школе, необходимо непрерывно развиваться, обновлять, закреплять и восполнять знания в различных областях. Именно это мы получаем на летней школе. Восхищаюсь и благодарю организаторов школы и преподавателей, которые с нами работают! Высочайший уровень знаний, культуры и речи прослеживается в каждом слове. Занятия становятся стимулом для саморазвития, являются психологической и эмоциональной поддержкой для учителя. Понимание того, что российские преподаватели высшей школы неравнодушны к проблемам средней школы и остро заинтересованы в повышении качества преподавания в ней, а именно это видно на примере работы летней школы философского факультета, придаёт импульс работе учителя. Спасибо огромное!

– Илюнина Елена Викторовна (ГБОУ Школа 498, Москва)

Огромное спасибо преподавателям и организаторам Летней школы. Я смогла получить много полезной для себя информации по вопросам, связанным с одной из самых сложных тем в школьном курсе обществознания. В частности, благодаря лекции Брызгалиной Е.В. я расширила свои знания о специфике развития современной науки. Я получила много дополнительной информации об особенностях социально-гуманитарного познания благодаря выступлению Алексеева А.П.. С помощью Французовой О.А. я узнала о новых способах работы по усвоению учениками обществоведческих понятий. Благодаря выступлению Алексеевой Д.А. я приобрела много полезной для себя информации по вопросу об истине. Лекции всех преподавателей, проведённые в рамках Летней школы, побуждают к дальнейшему совершенствованию своих собственных знаний, дают стимул моей деятельности в качестве учителя обществознания. Большое Вам СПАСИБО!

– Вотякова Елена Юрьевна (МБОУ "Лицей №2" г. Чебоксары)