Семинар «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»

15 июня 2022 года (среда) состоится 15-е заседание научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений» имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича

Время: 18:00.

Миссия семинара:

Во всех докладах 15-ого семинара, посвященного памяти заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича, будут содержаться результаты практических исследований в сфере эпистемологии и философии науки и техники, которые были проведены при участии или под руководством заслуженного профессора Московского университета, советского и российского философа, специалиста в области логики, герменевтики и философии науки и техники заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

 

Программа 15-го заседания научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»:

1) Доклад Болсуна Данила Юрьевича – студента 3-ого года обучения философского факультета кафедры философии и методологии науки на тему: «Применение точных методов для индивидуализирующего изучения художественной литературы» – 15 минут.

Краткая аннотация: В контексте применения точных методов в литературоведении зачастую используются понятия «текста» и «данных». Для ответа на вопрос «что значит рассматривать культурный артефакт как данные?» предлагается и обосновывается различение двух подходов: «перевода» и «моделирования». Для обоснования предложенного разделения проводятся параллели с структурно-семиотическими представлениями о тексте (в частности, с идеями московско-тартусской школы), а также работами современных исследователей в области Digital Humanities.  В докладе будут рассмотрены отличия генерализирующего применения точных методов (на примере исследований в формальном ключе) от индивидуализирующего (моделирование культурных данных в Digital Humanities). Будут описаны проблемы и недостатки первого подхода и потенциал второго.близиться к решению проблемы злого гения? Попытаемся разобраться в рамках данного доклада.

2) Доклад Проволович Татьяны Олеговны - к. филос. н., преподавателя кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова на тему: ««Чужая» боль в современной социальной когнитивной нейробиологии» – 15 минут.

Краткая аннотация: В конце XX века группа нейробиологов открыла «зеркальные нейроны» (точнее некоторую часть моторных нейронов), которые предположительно активируются не только во время выполнения действий, но и при наблюдении за действиями других. Для объяснения данного феномена стали появляться различные гипотезы, предполагающие обнаружение различных типов связи (в первую очередь каузальных) между нейробиологическими (возбуждение нейронов), ментальными (психическими состояниями) и социальными (взаимодействие между индивидами) явлениями. Многие из представленных гипотез сталкиваются с общими затруднениями:  1) Данные о функционировании зеркальных нейронов у макак не могут однозначно экстраполироваться для объяснения поведения людей; 2) Исследования «зеркальных» нейронов на живых людях имеет ряд методологических ограничений; 3)         На возбуждение «зеркальных» нейронов могут оказывать средовые факторы. Одним из возможных способов разрешения данных и других противоречий в объяснении функционирования «зеркальных» нейронов может выступать подход социально-когнитивной нейробиологии, основывающийся на синтезе нейробиологических, психологических и социальных данных и системном представлении об устройстве субъекта и социальной среды.

3)   Доклад Кузина Ивана Александровича – кандидата философских наук преподавателя факультета гуманитарных наук Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ на тему: От алгоритмической рациональности к эволюционной психологии – 15 минут.

Краткая аннотация: Эволюционная психология – подход к изучению поведения человека, основанный на интерпретации психологических механизмов поведения как адаптаций к среде обитания древних предков человека. В рамках эволюционной психологии мозг рассматривается как компьютер, его когнитивные программы производят поведение и являются адаптациями к средам обитания наших предков, поэтому в настоящее время эти программы могут быть неадаптивными. Предполагается, что из-за естественного отбора психика состоит из множества специализированных программ («психических органов», модулей) – гипотеза массовой модульности. Эволюционная психология возникает в конце 1980-х годов, в это же время фрагментируется единый дискурс рациональности холодной войны, или алгоритмической рациональности. Алгоритмическая рациональность реконструируется историками как идеальный тип: это рациональность формальная, аналитическая, упрощающая, механистическая, одновременно нормативная и дескриптивная. Алгоритмическая рациональность основана на теории алгоритмов, линейном программировании, теории рационального выбора, классической логике, байесовской статистике, теории игр и т.п. В докладе будет представлена рациональная реконструкция истории концепций рациональности в их связи с психологией с конца 1970-х годов до наших дней: изучение эвристик и когнитивных искажений (А. Тверски и Д. Канеман), экологическая рациональность (Г. Гигеренцер) в связке с эволюционной психологией (Д. Туби и Л. Космидес), воплощенная рациональность как экзаптация (А. Мастроджорджо). Утверждается, что в ходе этого развития происходит последовательный отход от концепции алгоритмической рациональности: смещение акцента с формальных аспектов на материальные, с нормативного подхода на дескриптивный.

4)   Доклад Желновой Александры Марковны - кандидата философских наук, доцента кафедры философии и методологии науки На тему: Трансформация способов постановки «вопроса о технике»: sui generis техники – 15 минут.

Краткая аннотация: Создание техники как процесс, в котором происходит познание человеком истины и/или процесс конструирования знания о мире, таит sui generis техники. Дело не в нарциссическом восторге от любования собственными талантами. Мощь техники «с-ложно» управляема. Изобретатель улучшает жизнь людей. Cognitive enhancement коснулось самого изобретателя. Техника амбивалентна. Она воодушевляет человека, одаривает его, но и подчиняет, управляет. Задача анализа границ и пределов воздействия техники на человека –одна из самых важных на сегодняшний день. Постановка вопроса о субстанциальности и не нейтральности техники как имеющей цель в себе, sui generis касается всех сфер жизни общества.

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Мы приглашаем молодых ученых к участию в этом и последующих заседаниях семинара «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений». Ждем Ваших предложений с темами по волнующей Вас предметной научной проблематике.

Руководители семинара:

Кузнецов Валерий Григорьевич, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Желнова Александра Марковна, к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Проволович Татьяна Олеговна, к. филос. н., преподаватель кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Данилкина Дарья Сергеевна, аспирант Кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.