Семинар «Дескриптивная эстетика»

4 июня 2022 года состоялось выездное заседание научно-практического семинара кафедры эстетики «Дескриптивная эстетика», проведенного в рамках серии семинаров по изучению теоретического и архитектурного наследия русского конструктивизма в московской урбанистической среде.      

Тема состоявшегося в субботу, 4 июня, семинара - «Эстетико-средовой анализ Дома Наркомфина М. Гинзбурга».

Задача выездного семинара состояла в эстетико-средовом исследовании архитектурного стиля «конструктивизм», реализованного посредством эмпирической идентификации пространственных и визуальных признаков данного стиля, аутентичность которых была также подтверждена посредством их сопоставления с элементами эклектичного и стилизованного архитектурного окружения.

Дом Наркомфина М. Гинзбурга (1930) представляет собой блестящий образец стиля конструктивизм и является частью большого архитектурного комплекса, созданного с целью преобразования традиционной урбанистической среды. Дом недавно (2020) был полностью отремонтирован, что вернуло ему подлинный вид времени постройки. Отечественный конструктивизм в архитектуре, активно развивавшийся прежде всего в 20-е гг. ХХ в., реализует авангардную эстетическую программу и связан с именами выдающихся архитекторов М. Гинзбурга, братьев Весниных, братьев Голосовых, И. Леонидова, К. Мельникова. Конструктивизм также стилистически близок к направлению Баухаус (В. Гропиус), Де Стейль (Тео ван Дусбург), и Интернациональному стилю (Ле Корбюзье). Указанные направления в целом испытали влияние супрематизма К. Малевича и неопластицизма П. Мондриана.

В основе эстетической программы конструктивизма - идея о превосходстве геометризма над природным хаосом, убеждение в гармонизирующем воздействии архитектурных композиций, сочетающих горизонтали и вертикали. Освобожденными от декоративного и изобразительного назначения «первоэлементами» нового архитектурного стиля стали: функция, масса, линия, поверхность, плоскость, цвет. Принцип «свободного фасада», не связанного с фундаментом и преодолевающего монументальность, реализовывался при использовании опор-колонн. Белый цвет сооружения обеспечивал формирование равновесного образа пространства. Эстетическая программа конструктивизма предполагала синтез всех видов изобразительных искусств в отдельном сооружении. Абстрактный язык конструктивизма позволял преодолеть такие традиционные архитектурные оппозиции, как внешнее/внутреннее, большое/малое, что повлияло, в частности, на появление знаменитых фотографических ракурсов А. Родченко и Л. Мохоли-Надя.

В ходе эмпирического исследования участники семинара познакомились со всем комплексом зданий, связанных с  Домом Наркомфина, и сложившимся вокруг него историко-архитектурными контекстом. По тематике семинара была также рекомендована научно-исследовательская литература.

и.о. заведующего кафедрой эстетики доцент Е.А. Кондратьев