Семинар «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»

31 мая 2022 года в 18.00 состоится 14-е заседание научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений» имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича, проводимого на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, в онлайн формате на платформе Zoom.

Информационное письмо

Программа 14-го заседания научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений»:

1)      Доклад Адамова Михаила Сергеевича – аспиранта 2-ого года обучения Факультета гуманитарных наук Школы философии и культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на тему: «Ответственность познающего» – 30 минут.

Краткая аннотация: Новое направление в эпистемологии - эпистемология добродетелей - смещает акцент с проблемы истинности знания на проблему знания, которое является результатом усилий субъекта познания. Подобный перенос центра тяжести выводит на передний план проблему познающего субъекта не как потребителя знания, который приобщается к объективному знанию, существующего независимо от самого познающего, а как его производителя. В связи с этим возникает проблема ответственности агента знания: с одной стороны, проблема воспитания интеллектуальных добродетелей, а с другой – проблема обеспечения моральности агента знания. Способна ли эпистемология добродетелей приблизиться к решению проблемы злого гения? Попытаемся разобраться в рамках данного доклада.

2)      Доклад Кудряшовой Валерии Константиновны - аспирантки 3 года обучения Факультета гуманитарных наук Школы философии и культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на тему: «Экземпляристский подход Л.Т. Загзебски в моральном образовании» – 30 минут.

Краткая аннотация: Доклад будет посвящен экземпляристской образовательной модели Л.Т. Загзебски, в которой акцент с инструментальной значимости познания смещается на необходимость обучения моральным и интеллектуальным добродетелям. Модель, предложенная Загзебски, получила довольно широкое распространение в современной образовательной практике, так как она направлена не только на формирование определенного набора компетенций у обучающихся, но и весь процесс обучения нацелен на то, чтобы способствовать также и формированию представлений о морали. Такая экземпляристская модель построена на последовательной актуализации следующих этапов: восхищение (admiration) – сознательная рефлексия (conscientious reflexion) – имитация (imitation или emulation). Нами будут выдвинуты аргументы pro и contra этой модели и показано ее место в рамках нео-аристотелианской мысли.

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Мы приглашаем молодых ученых к участию в этом и последующих заседаниях семинара «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений». Ждем Ваших предложений с темами по волнующей Вас предметной научной проблематике.

Руководители семинара:

Желнова Александра Марковна, к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Организационный комитет:

Проволович Татьяна Олеговна, аспирант кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.