Е.В. Брызгалина на конференции «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века»

18-19 ноября 2021 года в Москве прошла Всероссийская мультимедийная конференция «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века».

Конференция организована Российским обществом медицинских генетиков, Ассоциацией медицинских генетиков России, Медико-генетическим центром имени академика Н.П. Бочкова, Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова при поддержке Министерства науки и высшего образования России. 

В фокусе конференции биоэтические вызовы, связанные с генетическими технологиями, ожидания и опасения общества, порожденные генетическими знаниями и возможностями их прикладного применения, правовые, этические и философские вопросы генно-инженерной деятельности и биобанкирования. 

В конференции приняли участие ведущие специалисты в области биоэтики и права, руководители крупнейших исследовательских и медицинских центров, ведущие исследователи-биологи и генетики, представители исполнительной и законодательной власти, священнослужители. 

В первый день в пленарном заседании форума участвовали министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков, помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко. К участникам обратился министр здравоохранения России М.А. Мурашко.

Наряду с профильными медицинскими научными организациями в эту сферу вовлекаются и сугубо гуманитарные вузы и НИИ. Например, активную работу ведут МГЮА им. О.Е. Кутафина, где функционирует специальный научно-образовательный центр права и биоэтики в сфере геномных исследований и применения генетических технологий, и МГУ им. М.В. Ломоносова

 министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков

Министр отметил, что на базе этих университетов разработали образовательные программы и будут готовить магистров в области биоправа и биоэтики. Для подготовки специалистов Минобрнауки России увеличило количество бюджетных мест на 2022/2023 учебный год по магистерским программам направления «Прикладная этика».

Расцениваю это как доверие философскому факультету МГУ, как признание нашей работы (сегодня делала доклад об итогах деятельности рабочей группы по разработке концептуальных основ биоэтического сопровождения  создания коллекции биоматериала в рамках проекта «Научные основы создания национального банка-депозитария живых систем», который вел Московский университет несколько лет назад) и как стимул двигаться дальше. В течение двух лет на разных площадках как член рабочей группы по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий, включая вопросы геномного редактирования, и биоэтики при президиуме совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы, я  ставила вопрос о необходимости форсированной подготовки профессиональных биоэтиков. Претензии на лидерство в научно-технологической сфере подразумевают и наращивание результатов по ключевым направлениям, и форсированный трансфером знаний в технологии, и способность государства не только самостоятельно определять научную политику и внедрять собственные научно-технологические решения на глобальном рынке,  но и, с одной стороны, защищать сферу науки и инноваций от навязывания стандартов деятельности, социокультурных предпочтений и политических установок иных государств, с другой стороны,  активно  влиять на выработку механизмов регулирования глобального обращения инновационных продуктов и сервисов, а значит, вместе с этим, поддерживать и продвигать через науку и технологии национальную ценностную матрицу. Высока потребность в выработке этико-правовых стандартов, которые не вступая в противоречия с мировыми рамками и тенденциями регулирования определенных сфер, соответствуют национальным интересам и не отбрасывают Россию в зону утраты ценностных ориентиров национальными исследователями и обществом в целом. Острая потребность в осмыслении гуманитарной размерности научно-технологического прогресса, в оценке нуждаются последствия и риски, увеличивающие реальные и потенциальные ценностные конфликты. Биоэтика как развивающаяся область профессиональной деятельности объединяет различные типы задач: научно-исследовательский (ведение научных исследований в области биоэтики); педагогический (преподавание биоэтики); организационной-управленческий (организация работы биоэтических институций); информационно-аналитический (организация связей с общественностью в области биоэтики). Все типы задач профессиональной деятельности имеют общую основу в биоэтике как междисциплинарной области знаний и социальной практики. Мы создали пилотный вариант магистерской программы с учетом профессиональных задач, актуальных трендов, мирового опыта. Будем стартовать. Спасибо нашим коллегам и партнерам, которые поддерживают наши усилия.

Сегодня важный день: в Россия фактически официально объявлено начало  профессиональной подготовки специалистов по биоэтике.

— заведующая кафедрой философии образования, к.ф.н., доцент Елена Владимировна Брызгалина