Семинар «Религиоведческие исследования в современном мире»

26 октября 2021 года (вторник) в 17:00 (по Москве) в онлайн-режиме состоится заседание научного семинара «Религиоведческие исследования в современном мире», с участием сотрудников и студентов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, а также приглашенных участников.

Тема заседания научного семинара: «Религиозная антропология: проблемы исследования и преподавания».

Докладчики семинара:
- старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, к.ф.н. Илья Сергеевич Вевюрко;
- выпускник кафедры философии религии и религиоведения и преподаватель Центра дополнительного образования философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Михаил Сергеевич Киселев.

Доклады семинара:

Вевюрко И.С. «Проблемы преподавания религиозной антропологии»

Аннотация:
Религиозная антропология является как бы негативом антропологии религии: если последняя, будучи фундаментальной религиоведческой дисциплиной, рассматривает религию через призму теорий, которые человек создает о себе самом, то первая, относясь к области, скорее, частного, эмпирического религиоведческого знания, рассматривает самого человека через призму его религиозных представлений о себе самом. При этом богатство эмпирического материала создает значительно бóльшую сложность при классификации, чем содержание теорий, которое можно изучать линейно в их исторической преемственности. Отказываясь от попыток классификации, мы делаем наш отбор фактов по религиозной антропологии произвольным, едва ли не научно-популярным. Применяя же ту или иную классификацию, рискуем подчинить структуру фактов произвольно выбранным классификаторам, поставить культурно-обусловленную интерпретацию впереди понимания. Здесь возникают и многократно ставившиеся у нас вопросы о возможностях перевода терминов одной (религиозной) культуры на язык другой. В итоге, как ни несовременно звучит следующий тезис, получается, что без философии (в данном случае – умосозерцания человека вообще) в эмпирическом религиоведении не обойтись.

Киселев М.С. «Универсалистские стратегии изучения религиозных представлений о человеке: очерк истории исследований религиозной антропологии»

Аннотация:
Если обратиться к истории отечественного и зарубежного религиоведения, то некоторый интерес к изучению религиозной антропологии может быть обнаружен в религиоведении ещё со времён отцов-основателей науки о религии (первой работой, в которой специально рассматривались проблемы религиозной антропологии была книга нидерландского теолога Корнелиса Петера Тиле «Основные принципы науки о религии»).
Несмотря на то, что к проблемам религиозной антропологии и элементам представлений о человеке в различных религиозных традициях обращались многие выдающиеся религиоведы и философы религии на протяжении всего XX в., лишь несколько исследователей занимались вопросом предметно, выстраивая универсалистские стратегии теоретических интерпретаций религиозных учений о человеке. К ним относятся два видных представителя нидерландской школы классической феноменологии религии – Уильям Бреде Кристенсен и его ученик Клаас Юко Блеекер, польский историк религии Зигмунт Понятовский, и представитель религиоведческой школы Московского университета Кирилл Иванович Никонов.
Изложению содержанию указанных исследовательских стратегий, а также анализу их эвристической эффективности, будет посвящен данный доклад.

Всех желающих посетить заседание семинара мы просим заполнить регистрационную форму.

За полчаса до начала семинара всем зарегистрировавшимся будет выслана ссылка на вход в онлайн-конференцию.

Семинар проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».