Цикл лекций Е.Г. Цуркана «Дней минувших анекдоты»

На Youtube-канале Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова опубликован цикл лекций старшего преподавателя кафедры социальной философии и философии истории, создателя проекта «Суть философии», автора книги «Философия 2.0. Невыдуманные истории о философах и людях» Евгения Геннадьевича Цуркана «Дней минувших анекдоты».

Первая лекция: «"Дней минувших анекдоты": истории из жизни великих философов»:

Слово «анекдот» происходит от греческого «τὸ ἀνέκδοτоν», что дословно означает «не опубликованное», «не подлежащее огласке». Крупицы биографии, маленькие выразительные подробности, в определенной степени непристойные и потому прикровенные. «От Ромула до наших дней» сохранилось немало таких «колосков, оставшихся после обильной жатвы истории», как их называл известный насмешник Вольтер, не чуждый острот и сам впоследствии ставший героем исторических анекдотов. На лекции вы узнаете: почему анекдоты на протяжении веков вызывают неиссякаемый интерес у публики; в чем состоит принцип пестроты (греч. ποικιλία) в античной биографии и доксографии; можно ли доказать несостоятельность философского учения, прибегнув к аргументам ad hominem. А также множество историй из жизни великих мыслителей — от несуразных и смешных до нравоучительных и душеспасительных.

Вторая лекция: «Философы шутят: о специфике философского юмора»:

Философы шутят. Иногда с целью вовлечь читателя в свои рассуждения и разбавить холодное и спокойное течение логической аргументации, иногда в мнемонических целях — короткие и емкие формулировки, отточенные до блеска, легко входят в голову читателя и застревают там надолго. Фрэнсис Бэкон писал, что нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи, а Плутарх настаивал, что высшая мудрость состоит в том, чтобы шуткой достигать серьезной цели. Юмор не только проводник, но и оружие. Порой, чтобы доказать несостоятельность учения оппонента в глазах публики, не нужно прибегать к логическому анализу, достаточно высмеять его. Если вам кажется, что серьезные философы не прибегают к подобным полемическим приемам, то перечитайте Вольтера, Шопенгауэра или Ницше. Начните с Платона. Философы мистифицируют. Псевдонимы, липовые трактаты и выдуманные персоналии, розыгрыши и подлоги — весь этот арсенал используется мыслителями, чтобы провести какую-то мысль, уйти от ответственности, если мысль слишком уж радикальна, и just for lulz. В конце концов, смеяться над философией — значит философствовать.

Третья лекция: «Философия юмора: плакать, смеяться и не понимать»:

Философия юмора — это смешно. Как можно смешивать высокие эмпиреи, в которых дозволено витать только философам, и что-то столь «простое» и «низкое», как юмор? Ведь еще Аристотель определял комедию как низкий жанр о «людях негодных», а предметом комедии считал безобразное. Высокое и низкое смешивать не следует. Однако смешали, да так давно, что в изучении юмора уже имеется традиция. И если классики философии упоминали юмор вскользь, редко делая его предметом отдельного рассмотрения, то начиная с XX века «недостойный» феномен юмора был взвешен академическим сообществом и найден достойным изучения. От психоаналитических интерпретаций смеха до смеховой культуры М.М. Бахтина и С.С. Аверинцева, от социологии юмора до эволюционной интерпретации смеха как механизма приспособления к среде. Об этом и пойдет речь на лекции. О смехе, да и только.

Мероприятие проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».