Список вопросов для поступления в аспирантуру по специальности 5.10.1

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5.10.1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА (философские науки)

 

  1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999. (Часть вторая. Семиосфера).
  2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1994. С. 384 - 392.
  3. Ортега-и-Гассет Х.  Дегуманизация искусства //  Ортега-и-Гассет Х.  Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  4. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 416 – 494.
  5. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. Или то же // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М. – СПб., 2000.
  6. Элиот Т.С. Заметки к определению понятия «культура». Введение, гл. 1, 2, 3 // Элиот Т.С. Избранное. Т. I – II. Религия, культура, литература. М., 2004. С. 73 – 184.
  7. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. Введение. С.  14 – 41.
  8. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. Главы 2 и 14.
  9. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собр. соч.: В шести томах. Т. 3. М., 2004. Раздел II, § 1-2. С. 123–165.
  10. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Предсмертные мысли Фауста. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков, М., 2002.
  11. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры // Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.
  12. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.. СПб.: A-cad, 1994. Глава Х. Гуманитарные науки. С. 363 - 405.
  13. Хёйзинга Й. Задачи истории культуры // Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
  14. Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Пустовит А. В. История европейской культуры. Учебное пособие. Киев, 2004.
  15. Шпенглер О.  Закат Европы. М., 1998 (Т. 1. Введение; Гл. 2. Проблема мировой истории).
  16. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004 (Гл. 11. Обзор и заключительные выводы).
  17. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. Гл. 1. Насыщенное описание. Гл. 15. Глубокая игра. 
  18. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 69-101.
  19. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991.
  20. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. Гл. III – V. С. 23 – 113.
  21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. Введение. Постановка проблемы.
  22. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. C. 3-30.
  23. Леонтьев К. Византизм и Славянство // Леонтьев К. Избранное. М., 1993.
  24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94 – 142 ИЛИ: Фрейд З. Недовольство культурой //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 65-134.

 

 

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5.7.8. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (философские науки)

  1. Аполлоническое и дионисийское как основания культуры в философии Ф. Ницше.
  2. Культурно-исторические типы и судьба цивилизаций в философии Н.Я. Данилевского.
  3. Историческое понимание жизни как основание культуры в философии В. Дильтея.
  4. Аксиология и методология наук о культуре в философии Г. Риккерта.
  5. Конфликт жизни и формы в философии культуры Г. Зиммеля.
  6. Морфология культур в философии О. Шпенглера.
  7. Человек и символические формы в философии культуры Э. Кассирера.
  8. Конфликт влечений и культурных норм в учении З. Фрейда.
  9. Понятие осевого времени и его значение для философии культуры К. Ясперса.
  10. Философия культуры и философия истории Р.Дж. Коллингвуда.
  11. Массовый человек и культура элиты в философии Х. Ортеги-и-Гассета.
  12. Искусство, техника и трансформация культурного опыта в философии В. Беньямина.
  13. Философские представления о культуре Т.С. Элиота.
  14. Цивилизации как единицы анализа культуры в концепции А.Дж. Тойнби.
  15. Игровое начало как фундаментальное измерение культуры у Й. Хёйзинги.
  16. Народная смеховая культура и ее философское значение в концепции М.М. Бахтина.
  17. Символическая деятельность как основание культуры в философии С. Лангер.
  18. Культурные модели и конфигурации культурного роста в концепции А.Л. Крёбера.
  19. От автора к читателю: текст как культурная практика у Р. Барта.
  20. Семиотическое пространство и механизмы культуры в концепции Ю.М. Лотмана.
  21. Эволюция культуры и технический детерминизм в философии Л. Уайта.
  22. Человек как объект гуманитарных наук в философии культуры М. Фуко.
  23. Постмодернизм как способ культурного мышления в концепции У. Эко.
  24. Постмодернизм и трансформация культуры в философии Ф. Джеймисона.
     

Литература

  1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Рождение трагедии. Пер. с нем. А.В. Михайлова. – М., 2001. С. 49–215.
  2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. Гл. III – V. С. 23–123.
  3. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собр. соч.: В шести томах. Т. 3. М., 2004. Раздел II, § 1-2. С. 123–165.
  4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 69–101.
  5. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры // Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.
  6. Шпенглер О.  Закат Европы. М., 1998 (Т. 1. Введение; Гл. 2. Проблема мировой истории).
  7. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. C. 3–30.
  8. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 65–134.
  9. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991.
  10. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Часть 5, §1–7. (Эпилегомены).
  11. Ортега-и-Гассет Х.  Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000. С. 43–163. 
  12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости //Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. С. 16–66.
  13. Элиот Т.С. Заметки к определению понятия «культура». Введение, гл. 1, 2, 3 // Элиот Т.С. Избранное. Т. I – II. Религия, культура, литература. М., 2004. С. 73 – 184.
  14. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. Введение. С.  14 – 41.
  15. Хёйзинга Й. Задачи истории культуры // Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
  16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. Введение. Постановка проблемы.
  17. Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000. Гл. 1–5. С. 3–130.
  18. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004 (Гл. 11. Обзор и заключительные выводы).
  19. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1994. С. 384–392.
  20. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999. (Часть 2. Семиосфера).
  21. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. Главы 2 и 14.
  22. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.. СПб., 1994. Глава Х. Гуманитарные науки. С. 363–405.
  23. Эко У. Заметки на полях к «Имени розы». СПб., 2005.
  24. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М., 2019. (Введение и 1 глава). С. 57 – 172.