Всероссийская научная конференция "Эстетика и герменевтика"
11 декабря 2020 года на философском факультете в дистанционном формате прошла Всероссийская научная конференция "Эстетика и герменевтика", которая была приурочена к 60-летию создания кафедры эстетики. В пленарном заседании и в работе двух секций приняло участие более 50 исследователей со всей России.
Видеозаписи докладов и юбилейного концерта:
Секция "Эстетика и проблемы интерпретации искусства"
Секция "Проблемы и контексты эстетической герменевтики"
Юбилейный концерт. Бах - Фуга до Мажор из Сонаты 3
Юбилейный концерт. Изаи - Соната 3 и 5
Открыл конференцию приветственным словом и.о. декана философского факультета МГУ доцент А.П. Козырев.
В ходе пленарного заседания и.о. заведующего кафедрой эстетики философского факультета МГУ доцент Е.А. Кондратьев в докладе “Эстетика и герменевтические исследования в контексте современной философии” отметил, что современная эстетическая герменевтика позволяет преодолеть противоречие между истолкованием и эстетическим опытом, ставит вопрос о том, что требуется классическому и современному искусству для того, чтобы вступить в диалог со зрителем.
Зав. каф. истории русской философии философского факультета МГУ проф. М.А. Маслин в выступлении “Кафедра эстетики как моя судьба” рассказал, что кафедру эстетики всегда отличала свобода творческого поиска, стремление к преодолению идеологических препятствий в научных исследованиях. Также он обратил внимание, что философия и эстетика всегда должны опираться на национальную культуру.
Доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ С. А. Дзикевич в докладе “Эстетическая герменевтика: парадигмальная связь” отметил, что конструктивный постмодернизм, представленный англо-саксонской интеллектуальной традицией, в отечественной науке остается неизвестным явлением для многих авторов. Исследования в рамках системы парадигм конструктивного постмодернизма должны получить название процессуальной эстетики.
Д.ф.н., главный научный сотрудник Государственного института искусствознания Н. А. Хренов в выступлении “Трансформации междисциплинарного подхода в связи с новым вариантом взаимодействия между гуманитарными науками на рубеже XX-XXI вв. и ситуация в эстетике” рассказал о взаимодействии эстетики, искусствознания и культурологии. Автор обратил внимание на то, что культурология способствует интегративной тенденции в науке, а заимствование искусствознанием представлений, складывающихся при изучении культуры, позволяет возвращать науки об искусстве к своему предмету.
Руководитель сектора философских проблем творчества ИФ РАН проф. Н. М. Смирнова в докладе “Методология эстетического анализа: постнеклассическая герменевтика” рассказала про когнитивные основания герменевтической мысли ХХ в. на примере философско-герменевтических изысканий П. Рикёра. Автор приходит к выводу, что представление о том, что хорошо изложенный текст допускает лишь одну «правильную» интерпретацию, не отвечает современному уровню развития философской герменевтики. Смысл подобен двуликому Янусу, обращенному как на свой собственный мир языковых значений, так и на жизненный мир человека.
Д. фил. н., заведующая отделом Библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева» Е. А. Тахо-Годи в выступлении “Об А.Ф. Лосеве, Н.В. Самсонове, французском эстетике Ш. Лало и литературном критике Ю.И. Айхенвальде” рассказала об анализе А.Ф. Лосевым суждений о судьбах «импрессионизма», «догматизма» и «социологии» в эстетических трудах Ш. Лало и о влиянии на ранний лосевский метод философствования «имманентного метода» Ю.И. Айхенвальда. Автор выдвинула гипотезу о существовавшем между ними посредника – Н.В. Самсонова, преподававшего эстетику в Московском университете.
Д.ф.н., главный научный сотрудник сектора эстетики ИФ РАН Н. Б. Маньковская в докладе “Пострецептивный герменевтический метод в эстетике французского символизма” рассказала об особенностях пострецептивного герменевтического метода в философии искусства П. Клоделя, представляющего католическую линию в эстетике французского символизма, и Ж. Пеладана - критика официального католицизма, интерпретирующего искусство в мистико-эзотерическом ключе.
Проф., зав. каф. гуманитарных наук МГАХИ им. В.И. Сурикова Т. Ю. Пластова в выступлении “Проблемы экспозиции живописных произведений ХХ века. Опыт экспозиций картин А. Пластова” рассказала об основных проблемам экспозиции искусства ХХ века и аспектах современной экспозиции, среди которых важное значение играет концептуальность, содержательность, решение или визуализация определенных вопросов истории искусства.
Д.ф.н., проф. каф. культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ Е. Н. Устюгова в докладе “Феномен стилизации в ракурсе герменевтики” объяснила, что история искусства, от Ренессанса до постмодерна, выдвигает к стилизации свои требования и критерии оценки. Автор отметила, что стилизации постмодерна не имеют интерпретации, поскольку реципиент становится со-участником события, в процессе которого он не создает и не дешифрует текст, подлежащий прочтению, а производит сам контекст интертекстуальной игры столкновения кодов.
Д.ф.н., доц. каф. культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ А. Е. Радеев в выступлении “За новую эстетику, или назад к эстетическому опыту” рассмотрел основные формы “новой эстетики” и раскрыл связь этих форм с аналитикой эстетического опыта. Автор объяснил, что внимание к процессуальному характеру эстетического опыта открывает перспективы для теории и практики эстетики.
После обсуждения докладов состоялся скрипичный онлайн-концерт студентки кафедры эстетики, выпускницы Московской консерватории, солистки оркестра МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреата международных конкурсов Галины Скобелевой.
Далее работа конференции продолжилась в двух секциях - "Эстетика и проблемы интерпретации искусства" и "Проблемы и контексты эстетической герменевтики".