Круглый стол «Территория бессмыслицы, или Энциклопедия общих мест»

31 октября 2020 года сотрудники кафедры философской антропологии приняли участие в обсуждении нового проекта композитора Владимира Мартынова, в котором он предстает как арт-художник. Мероприятие состоялось в пространстве выставки в галерее «Нади Брыкиной» на Мясницкой при участии художественной интеллигенции Москвы.

В.Мартынов предложил публике выставку-парадокс, столкнув собственные художественные высказывания и арт-объекты, указывающие на невозможность каких бы то ни было высказываний. Он заявил, что галерее достаточно двух окон на Мясницкую.

Проф. Гиренок Ф.И. выступил на круглом столе с сообщением на тему: «Искусство авангарда: о соотношении смысла и бессмыслицы». Он отметил, что смысл, которому не предшествует преодоление бессмыслицы, это не смысл, а инструкция для использования вещи по назначению. В отличие от В. Мартынова, который защищал идею новой эволюционной траектории развития человечества, Ф.И. Гиренок полагает, что человечество – это сингулярное событие, оно не повторится.

Рассуждая об «Окнах на Мясницкую» в концепте В. Мартынова, Ф.И. Гиренок сказал, что дело не в окнах. Дело во взгляде. Взгляд из окна на Мясницкую – это одно дело. Взгляд с Мясницкой через окно – это другое дело. В первом мы видим внешнее, во втором – внутреннее. А еще есть художник, который может соединить оба эти взгляда в один. И это соединение взглядов как раз и будет тем, что называется искусством авангарда.  

Проф. Ростова Н.Н. в своем сообщении отметила, что настоящий парадокс состоит в том, что современное искусство не способно породить новую культуру, ибо по-прежнему остается концептуальным. Оно отказывает зрителю иметь к себе прямой доступ и заставляет его полагаться на разъяснения автора.

Магистр 1 г.о. кафедры философской антропологии А. Сацукевич развивала мысль о том, что идеи смерти искусства – это лишь устаревшие формы его жизни, и сегодня требуются новые формы его жизни.

Бакалавр 2 г.о. Рейнгард Р. кафедры философской антропологии отметил, ссылаясь на В. Кандинского, что недуховного искусства не бывает, всякое искусство духовно, ибо сообщено с внутренней жизнью человека.