Летняя школа для учителей

С 27 по 28 августа 2020 года на философском факультете МГУ прошла Летняя школа для учителей обществознания.

В работе школы в этом году приняли участие более 200 коллег-учителей со всех уголков России: Бурятии, Алтая, Мурманской, Самарской областей и др.! Школа прошла в онлайн-формате, что удачно соответствовало ее теме "Курс обществознания в условиях цифровизации общества". Летняя междисциплинарная школа была посвящена актуальным тенденциям развития обществоведческого и исторического образования на ступени среднего образования. 

Как руководитель школы при определении проблематики Летней школы и формировании тем лекций я учитываю несколько факторов: направления модернизации содержания школьного курса «Обществознание», актуальный контекст реализации курса, и, конечно, запрос учительского сообщества, о котором сужу по личному общению, педагогическим конференциям, обсуждениям на публичных платформах результатов государственных испытаний по предмету. Важное значение для меня имеет и то, что на каждой Летней школе мы проводим анкетирование участников, в котором спрашиваем о желаемых для освещения темах, удобных форматах и сроках проведения школ. Результаты анкетирования так же влияют на выбор проблемного поля для очередной школы и подбор спикеров. Немаловажную роль для меня играет неизменная поддержка Летних школ со стороны декана философского факультета Владимира Васильевича Миронова, и организационная, и личная (учителя указывали, что ждут каждый год традиционной лекции декана на самые злободневные темы).

Темой Летней школы для учителей обществознания в 2020 году стала цифровая трансформация общества, отражение ключевых смыслов изменений в преподавании курса в теоретическом и прикладном аспекте. С удовольствием отмечаю, что в этом году тему школы все участники однозначно оценили как актуальную и полезную. Приглашенные эксперты из Института стратегии развития образования РАО И.А.Лобанов и Т.В.Коваль рассказали об актуальных дискуссия по вопросам развития курса «обществознание», о задачах по включению страны в международные исследования результатов образования в сфере формирования глобальных компетенций». Преподаватели философского факультета Э.Д.Дряева, К.Ю. Аласания, А.П.Сегал, М.Ю. Оренбург поделились результатами своих научных исследований и прикладных разработок.

У школ для учителей, проводимых философским факультетом Московского университета есть важная особенность: они ориентированы в большей степени на содержание обществоведческого курса, направлены на то, чтобы познакомить учителей с современным состоянием обществоведческих знаний, показать актуальные исследования ученых университета. В Летних школах принимают участие активные, творческие педагоги, у которых нет узкого запроса на демонстрацию только методических приемов преподавания. Участники школы в отзывах отмечают, что содержание школ и ориентация организаторов школ на высокий научный уровень стимулируют педагогическое творчество и личное развитие учителей, настраивают на поиск новых форм работы со школьниками в новом учебном году.

– руководитель школы Брызгалина Елена Владимировна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии образования

В рамках программы "МГУ - школьному учителю" Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова расширяет взаимодействие с системой среднего образования, организуя комплексную программу мероприятий, ориентированную на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования.