Примерные темы курсовых работ и ВКР

Примерные темы курсовых работ кафедры ИТМК

 

  • Культура и философия Серебряного века (русская религиозная философия, литература русского модернизма)
  • Культура ХХ века и современная культура (модернизм, неомифологизм, массовая культура)
  • Культурная антропология (история антропологической/этнографической мысли)
  • Культура России
  • История европейской литературы и культуры
  • Исторические трансформации понятия "цивилизация" в западноевропейской интеллектуальной традиции Нового времени
  • Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" (в работах конкретных авторов).
  • Индоевропейская проблема в фокусе междисциплинарных гуманитарных исследований
  • Аспекты мифопоэтической традиции индоевропейских народов
  • Культура, литература и религия Британских островов (от раннего Средневековья до елизаветинской эпохи)
  • Вопросы реконструкции мифологии древних кельтов / германцев / балтов / славян
  • Аспекты теории мифа
  • Философия культуры французского романтизма
  • Культура "классического века" во Франции
  • Основные черты культуры эпохи Просвещения
  • Гомер, Вергилий, Данте: описание царства мертвых. Преемственность и различия.
  • Пророк в древнегреческой и римской культуре. Чем различаются prophetes, mantis, vates. Психический и телесный механизм пророческой деятельности. (Источники: Эсхил, Софокл, Платон, Вергилий; Геродот, Еврипид и Овидий).
  •  Идеализация дикаря: древний германец как идеал человека в противоположность вырождающимся испорченным цивилизацией грекам и римлянам. (Источники: Юлий Цезарь, Корнелий Тацит, Плутарх).
  • Древнегреческий театр
  • Римский театр и европейская драматургия 17-18 вв.
  • Идеализация любви в древнеримской культуре 1 века: Публий Овидий Назон.           Любовь мифологическая («Метаморфозы»), любовь историческая («Героиды»), любовь практическая («Любовные элегии», «Лекарство от любви»).
  • Эзотерика и оккультизм в эпоху эллинистической глобализации: магия и придуманные магические языки, теургия, тайные знания, герметизм, монетизация оккультных практик.
  • Английский детектив в системе культуры Великобритании
  • Аспекты массовой культуры
  • Культура 20 века (изучение различных феноменов)
  • Англо-американская философия культуры (по работам конкретных авторов)
  • Литература 20 века
  • Литература 21 века

 

Темы ВКР выпускников кафедры ИТМК последних лет

Бакалавриат

  • Психоанализ и проблема генезиса авторского кино: историко-культурный, философский и поэтологический аспекты
  • Символизм в музыкальной культуре конца XIX - начала XX века
  • Влияние иконописной традиции на живопись русского модерна
  • Религиозная культура античности глазами Аврелия Августина
  • Символизм воды в творчестве Арнольда Беклина
  • Художественное выражение принципов социалистического реализма в I томе романа «Поднятая целина» М.Шолохова
  • Демонологические представления как антропологический феномен: проблема интерпретации
  • Советский кинематограф 1920-х годов: идеология и поэтика
  • Проблема человека в творчестве Джека Лондона:  роман  «Межзвездный скиталец»
  • «Гротескный реализм» в эстетике русского авангарда: к постановке проблемы
  • Историзм и русский стиль в архитектуре России второй половины XIX века 
  • Леон Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи: два этапа в развитии теории искусства Возрождения
  • Проблема музыкального выражения в аналитическом музыкознании
  • Пейзаж как рефлексия национальной идентичности в русском искусстве второй половины XIX века
  • Восприятие и интерпретация категорий буддистской философии в творчестве Д.Керуака
  • Средневековая телесность: сравнительный анализ концепций Ж.Ле Гоффа и М.М.Бахтина
  • Соотношение и идеализация феноменов сна и смерти в творчестве прерафаэлитов
  • Антропологический модернизм Мэри Дуглас: проблема порядка и осквернения в культурах
  • Популярная культура как измерение постпостмодернизма: феноменология, теория, критика
  • Творческий метод Александра Дюма: мировоззренческие аспекты
  • Культуроспецифичные расстройства личности как проблема современных исследований
  • Трансформация концепции музея в постмодернизме: от критики института к институту критики
  • Стрит-арт: концептуальное искусство в пространстве города
  • Роль текста в творчестве современных российских художников: между концептуализмом и стрит-артом
  • Образ народа в творчестве Давида Альфаро Сикейроса
  • Влияние экзистенциализма на творчество Кобо Абэ

          Магистратура

  • Современные подходы в исследованиях росписей римских катакомб 
  • Культурфилософские основания репрезентации дзэн-буддизма в художественной литературе Соединенных Штатов Америки второй половины ХХ века на материале произведений авторов бит-поколения
  • Концепция «письма» Мишеля де Серто 
  • О границе эстетического и политического в современном перформансе 
  • Роль Дени де Ружмона в интеллектуальной культуре Франции 1930-х годов
  • Институциональная критика: между критической теорией и художественной практикой
  • Подходы к проблеме свободы воли в христианской теологии
  • Специфика сетевой культуры российского аниме сообщества
  • Эволюция образа змей и нагов в эпосе и культуре древней Индии на основе текстов «Махабхараты» и изобразительных памятников VII-III веков
  • «Капелла Четок» в Вансе Анри Матисса: художественный образ и идейное содержание
  • Тема болезни и смерти в художественной литературе на материале произведений Ф.М. Достоевского и Т. Манна

 

Примерные темы курсовых работ отделения «Культурология»

 

  • Символическая ценность произведения искусства в культуре.
  • Значение естественнонаучных дисциплин для экспертизы, реставрации и разработки условий музейного хранения, транспортировки и экспонирования произведений искусства.
  • Значение наук о культуре для экспозиционно-выставочной деятельности и художественного рынка.
  • Фигура куратора в современной культуре.
  • Роль кураторства в структуре музейной институции.
  • Критик и эксперт, их роль в современной культуре и арт-бизнесе.
  • Разновидности галерей в современной культуре.
  • Цели собирания коллекций и субъекты коллекционирования.
  • Реставрация как отрасль арт-рынка.
  • Модели образования в сфере искусства.
  • Публичная сторона работы менеджера: экспозиция, публикация, интерпретация.
  • Типы экспозиций, процедура создания выставочных и публичных мероприятий.
  • История формирования современного арт-рынка.
  • Система организации рынка, ключевые институции, формирующие мировой и отечественный арт-рынок.
  • Художник и рынок: варианты и примеры коммерческой позиции художника.
  • Антикоммерческая позиция в искусстве.
  • Искусство как альтернативное экономическое пространство.
  • Современные концепции происхождения искусства и природы художественного творчества.
  • Понятие эпохального стиля. Формирование романского стиля в искусстве Западноевропейского Средневековья.
  • Природа стадиального сдвига от архаической эпохи к Новому времени. Рим на рубеже веков.
  • Голландская живопись: формирование свободного художественного рынка. Система жанров как историческая замена эпохального стиля.
  • Итальянское и фламандское барокко: тип художественного видения и стиль.
  • «Спор о древних и новых» как мост к культуре эпохи Просвещения.
  • Мир Ватто – дворянская культура как сфера частного бытия.
  • Формирование эстетических и нравственных идеалов третьего сословия.
  • Палладианство в английском усадебном строительстве и английский пейзажный парк.
  • «Второе издание» стиля барокко в Италии  и Германии.
  • Венецианская ведута (городской вид): от топографизма к свободной фантазии.
  • Феномен «неогуманизма» (по А.В. Михайлову) на границе традиционной эпохи и современности.
  • Модификации романтизма: бидермейер и викторианство.
  • Архаизаторы – прерафаэлиты и назарейцы – в оппозиции к натиску индустриальной эры.
  • Живопись Франции середины столетия: от романтического гротеска Домье к реализму барбизонцев и Курбе.
  • Проблема типологии “аполлоновского” и “дионисийского” в европейской культуре (Шиллер, Ницше, Шпенглер).
  • История понятия нигилизма в Германии (Якоби, Ницше) и в России (Тургенев, Достоевский, Лесков).
  • Вольтер – читатель Лейбница («Кандид, или Оптимизм»).
  • Религиозные проблемы романа Гофмана «Эликсиры дьявола».
  • «Вера и любовь, или Король и королева» Новалиса: панегирик или сатира?
  • Специфика «верховой» и «низовой культуры по М.М. Бахтину.
  • Сравнительно-исторический метод в антропологии и его критика у Ф. Боаса.
  • «Ненасышенное» и «насыщенное» описанием культуры в концепции К. Гирца.
  • Трактовка дара в трудах М. Мосса и М. Годелье.
  • Понятие «заложный покойник» в работе Д.К. Зеленина.
  • Основные приемы и операции первобытного мышления по Л. Леви-Брюлю.
  • Место понятия «бриколаж» в структурной антропологии К. Леви-Строса.
  • «Мифема» как единица структурного анализа.
  • Основные положения теории пластичной личности М. Мид.
  • Основные черты проекта социальной антропологии А.Радклиффа-Брауна.
  • Роль языка в формировании бессознательных социокультурных стереотипов поведения по Э. Сепиру.