Киселев Владимир Николаевич
Интересы: логика, диалектика, метафизика, образование, история философии, философия как целостность
Киселёв Владимир Николаевич (1962 г. р.) – родился в г. Видное Московской обл., вблизи Горок Ленинских, назван в честь Ленина – Владимиром (место и день смерти совпадают с рождением). Сословное происхождение – из рабочей семьи. Мать – ткачиха, кавалер ордена «Трудового красного знамени» и ряда медалей. После окончания средней общеобразовательной школы работал слесарем механосборочных работ на заводе «Мосметаллоконструкция», 1979 – 1986 гг. (часть металлоконструкций лично собранных есть в разных зданиях МГУ, больше всего в 1 и 2 «ГУМах»). В 1980 – 1982 гг. срочная служба в Советской Армии на Дальнем Востоке. В 1986/87 уч. г. слушатель «рабфака» (подготовительного отделения) философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1987 по 1992 гг. студент философского факультета, специализация по кафедре логики, научный руководитель Меськов Валерий Сергеевич. Диплом защищал на вновь открытой кафедре философии и методологии науки философского факультета МГУ, на тему «Методологические проблемы интеллектуальных систем в контексте логического представления знаний» (научный руководитель тот же). С 1992 г. по настоящее время м.н.с., ассистент, ст. преподаватель, доцент кафедры философии естественных факультетов МГУ. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии как соискатель на тему «Проблема поиска оснований теории мышления» (на материале «куста наук», примыкающих к искусственному интеллекту, от 40 гг. до 90 гг. XX в.), научный руководитель Кезин Анатолий Владимирович, специализация – «онтология и теория познания».
Компетенция – логика, методология, гносеология (более краткое определение всего этого – «теоретическая философия») и некоторые аспекты искусственного интеллекта (для краткости – «прикладная философия»). Интересы – логика, диалектика, метафизика, образование (теоретические и исторические аспекты), история философии, философия как целостность (близко к известной идее Гегеля). Влияние и принадлежность к философской традиции – классическая философия античности, новоевропейский рационализм, немецкая классическая философия, марксизм (классики его – Маркс, Энгельс, Ленин), Копнин П.В., Ильенков Э.В. Преподавательская деятельность («что») – ежегодно: логика (традиционная формальная логика), философия (общеобразовательный студенческий курс), история и философия науки (аспиранты), обществознание (школьники и абитуриенты); периодически: спецкурс по искусственному интеллекту, курс философии мира и безопасности, курс логики и методологии научного познания, курс концепции современного естествознания и др. Преподавательская деятельность («где») – «часто»: химический факультет МГУ, Черноморский филиал МГУ в г. Севастополе, Академия гражданской защита МЧС России, Университетский гуманитарный лицей (ФГУ МГУ); «редко»: (факультеты МГУ), географический, наук о материалах, геологический, физический, ВМиК, … некоторые высшие и средние учебные заведения Москвы.
В своем творчестве и преподавании отстаивает классическую традицию философии в духе идей выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова, которого еще при жизни называли, и «спинозистом», и «гегельянцем», и «последним марксистом» (а фактически «последний в русской культуре представитель классической традиции философии»). Отсюда очень крайняя негативная оценка современного состояния философии – «философии сегодня нет, ее заменяет повсеместно ее антипод, софистика: у нас нет уже философских факультетов, а есть факультеты софистики, нет уже института философии АН, а есть институт софистики АН, нет кандидатов и докторов философских наук, а есть кандидаты и доктора софистических наук…». Так же возрождается господствующая позиция культуры во времена античности, средневековья, Нового Времени, что «“образование – это социальный институт существования философии в культуре, как церковь – социальный институт существования религии в культуре”, о которой сегодня забыли или “бессовестно” замалчивают, то, что сегодня называют нескромно “образованием”, в действительности, исторически, есть ничто иное, как просвещение». Проводится типологизация учебного процесса (в первую очередь исторически): воспитание – доминирующая роль принадлежит религии, образование – доминирующая, если не абсолютная, роль принадлежит философии, а просвещение – доминирующая роль принадлежит частным наукам, или как это было в названии французской энциклопедии Дидро и Даламбера, «… наук, ремесел и искусств»: «…“Образование-Философия” – это целостность, тотальность во всем (духовный и общественный идеал, на подобии “Истины”, “Красоты” и “Блага”), а “просвещение-ремесло” - это исключительно частность, узкая специализация (нет сегодня Науки обо всем, чем уже и конкретнее ее предмет, тем она научнее – “У нас узкая специализация, а за качество никто не отвечает…”), максимальная практическая выгода. Отличие греческих слов “философия” и “софия” – “любовь к мудрости” (фактически отложенное во времени владение мудростью, а пока лишь стремление к ней) и “мудрость” (фактически практическое владение ею). Поэтому с заменой образования на просвещение и нет Философии, есть лишь софистика сегодня в культуре, а в традиционной лексики давно есть этому название – “наступил позитивный век” (генезис: Демокрит и софисты – номинализм – эмпиризм – позитивизм)».
Другой важный аспект творчества – теоретическое и историческое значение логики для философии, образования, науки и культуры в целом: «…Так как философия исключительно умозрительная деятельность, то для высоких профессиональных результатов в ней необходимо в совершенствовании владение “техникой философии”, техникой умственной деятельности, что исторически и было заключено в Логике. В освоении этой техники нельзя пропускать и перепрыгивать необходимые этапы и разделы: вначале это традиционная формальная логика, а на вершине – диалектика. К глубокому сожалению ни того и ни другого уже почти не осталось в современной культуре, все агрессивно собой заместила символическая логика (математическая логика). И это произошло совершенно необоснованно и незаконно. Если воспользоваться аналогией из исследований по искусственному интеллекту, где поднимался вопрос о переходе от нынешнего господства в логике антипсихологизма к возрождению психологизма в логике, учета субъекта в ней, то символическая логика (математическая логика) построена на антиметафизических основаниях, а традиционная формальная логика и диалектика напротив, существуют только на метафизической основе. Поэтому-то и не получается полностью перевести даже силлогистику Аристотеля в виде полноценного, без проблем и противоречий, символического (математического) исчисления».
Сочинения: Обществознание (в соавт.). Уч.-метод. пособие. – М., 2000., Логика (программа минимального курса общеобразовательной подготовки для Вузов и отделов аспирантуры). – М., 2001., Философия: программа с методическими рекомендациями. – М., 2002., Проблема социальной самоидентификации философствующей личности в современной институциональной философии России: Монография. – М., 2003., «Последняя» монография Ильенкова // Ломоносовские чтения: Материалы научной конференции кафедры философии е/ф МГУ. – М., 2009., Статус математики в античном образовании и философии // Философия, наука, образование. – М., 2010.