Яковлев Владимир Анатольевич

Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор

Интересы: креативность и инновации в метафизике и науке, теория познания, философия и методология науки

Яковлев Владимир Анатольевич (1948 г.р.) – специалист по теории познания, философии и методологии науки; доктор философских наук (1992), профессор (1994), Заслуженный профессор МГУ (2011).  Автор более 400 опубликованных научных работ (около 250 п.л.).

Родился в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил философский факультет МГУ с отличием (1972), аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ (1975). Работает на кафедре с 1975 г. В 1978—1982 преподавал философию за рубежом. Читает курс лекций по философии для студентов, истории и философии науки для аспирантов на физическом факультете, а также ряд лекций для аспирантов философского факультета МГУ.

Кандидатская диссертация — "Проблема интуиции в структуре познавательной деятельности" (1977). Докторская диссертация — "Инновационные процессы в науке (философско-методологический анализ)" (1992). Разрабатываемые проблемы и темы: исследовательские программы креативности в истории философии и науки; механизмы и формы творческой деятельности; субъект творческой деятельности; инновации в метафизике и науке. В работах выделяются два направления эволюции учений о креативных процессах: программы, ориентированные на рассмотрение субъекта творчества и исследовательские программы механизмов креативности; даётся классификация программ данных направлений. Обосновывается системно-деятельностный подход к рассмотрению проблемы творчества в науке. Реализуется идея методологической дополнительности анализа науки как процесса познавательной деятельности и как продукта деятельности социокультурной. Выделяются интерсубъективные и субъектно-личностные механизмы креативности. Высказывается идея изоморфности процессов становления, утверждения науки в культуре и разрешения креативных ситуаций на уровне научного сообщества, а также отдельного учёного. Показывается, что инновационные процессы в науке осуществляются через универсальный механизм переноса, создающий при взаимодействии самой научной деятельности и внешних социокультурных факторов  синергетический эффект. Ставится задача разработки целостной философской концепции творчества и  инновационной эпистемологии. В качестве методологической основы предлагаются принципы реконструкции системы бинарных оппозиций, фиксирующих переход от отдельных индивидуальных новаций к общезначимым универсальным инновациям, резонанса и «челночной» диалектики.

В ряде новых работ развиваются идеи ценностных ориентаций современной науки, связанных с открытия в физике, космологии и биологии, которые не только существенным образом изменяют мировоззренческие представления, но и затрагивают глубинные, экзистенциальные характеристики самого человека. Реконструируется теория творчества в диалогах Платона. Рассматриваются вопросы взаимосвязи понятий “философия” и “метафи­зика” в историческом ракурсе и на современном этапе. Креативность полагается в качестве базисной метафизической парадигмы, которая приходит на смену мировоззренческой установке глобального эволюционизма. Утверждается априорность (трансцендентальность) – структурная и функциональная – информационной компоненты бытия, а также классического (в смысле Галилея) понимания истины в неклассической науке. Вы­деляются основные элементы структуры процесса творчества, проводится критический ана­лиз различных подходов к проблемам априоризма и понимания творческой сущности сознания. Прослеживается эволюция учений о жизни в философии, а также  анализируется проблема происхождения и сущности жизни в свете достижений в физике, биологии и химии XX в. Выявляется метафизический статус принципов инвариантности и цикличности, ставится вопрос их операционализации в современной науке. Критически рассматривается современный редукционистский подход сведения свойств живых организмов к признакам и характеристикам неорганической материи. Отмечается новый статус проблемы жизни как  экспериментально-метафизической. На основе анализа классической субстанциальной концепции сознания Р.Декарта и основных современных теорий, объясняющих сознание через описание психических, биологических и физических процессов, предлагается информационно-синергетическую модель сознания, в основе которой лежит принцип онтологической реальности информации – первичности информации по отношению к  реальности вещественно-энергетической (физической) и  реальности семантическо-смысловой (идеальной). На основе рассмотрения ряда физических теорий делаются выводы об универсализации антропного принципа и возможности переинтерпретации философской категории сознания в качестве  концепта теории информационной реальности. Предполагается, что введение оператора сознания как информационной компоненты в основные уравнения современной физики может объединить индивидуальное сознание, микро-, мезо- и мега- миры в единое целое. Выявляются основные линии становления христианского учения в его отношении к античной культуре. Рассматриваются онтологические, гносеологические и ценностные  принципы христианской метафизики в их взаимосвязи с нормами и установками классической науки. Утверждается необходимость экологии культуротворчества на современном этапе развития цивилизации.

В.А. Яковлев – член Союза писателей Москвы.

Основные публикации: Монографии:  Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989; Инновации в науке. М., 1997.  «От креативов метафизики к философии творчества. Универсум принципов современной науки». – М, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012 – 2013.

Статьи: Интуиция и научное открытие / Вестник МГУ. Сер. "Философия". 1975. № 2; Проблема интуиции и операциональная концепция интеллекта Жана Пиаже / Там же. 1976. № 2; Современные теории познания (аналитический обзор). М., 1992; Смысловая структура инновационной эпистемологии / Логика, методология, философия науки. М. — Обнинск, 1995; Цена и ценность университетского образования / Свободная мысль. 1995. № 7; Научное творчество и мораль / Дидакт. 1996. № 6; Этика современной науки / Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4; О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма / Вестник МГУ. Сер.7. 1998. № 3; Бинарность ценностных ориентаций науки / Вопросы философии. 2001. № 12; Философия творчества в диалогах Платона / Вопросы философии. 2003. №6; Субъект, познание, деятельность. / Вопросы философии 2003. № 8;  Априоризм как ядро метафизики креативности / Метафизика креативности. Выпуск 3. М., 2008;  Структура креативного акта и проблема сознания.  Там же; Третий международный конгресс по метафизике (Аналитический обзор) / Вестник  московского университета. Сер.7. Философия. 2008. № 2;  Философия как смысловая структура жизни и смерти / Философия в современном мире: материалы междисциплинарного теоретического семинара / Под ред. В.И.Маркина, В.А.Яковлева, О.Д.Волкогоновой; — М: Полиграф-Информ, 2009; Сознание как информационная реальность / Философия сознания: аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы Международной научной конференции (6 – 7 ноября 2009 г.) – М.Современные тетради. 2009; Взаимосвязь метафизических и научных исследовательских программ проблемы сознания / Философия и космология 2010: Научно-теоретический сборник / Международное философско-космологическое общество / гл. ред. О.А.Базалук - Полтава: Полтавский литератор, 2010 Метафизическая модель креативности и проблема сознания. Наука в различных измерениях: сборник научных трудов II Международной теоретико-практической конференции, посвящённой памяти доктора философских наук, профессора Г.Ф. Миронова, г. Ульяновск,  17 – 18 мая 2010 г. / под ред. Т. Н. Брысиной. – Ульяновск: УлГТУ. 2010; Метафизика креативности / Вопросы философии. 2010 № 6; Метафизика и физика сознания / Философия, наука, образование – 2010. Труды кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. Ежегодное издание / Под ред. О.Д. Волкогоновой, В.А. Шапошникова. – М.: ООО «МЭЙЛЕР», 2010; Информационно–синергетическая модель сознания / Современные проблемы познания в социально-гуманитарных и естественных науках: материалы Всероссийской научной конференции, 13–14 октября 2009 года / Под ред. А.С. Кравеца [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010; Структура креативности коммуникативных практик / Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства. IV Овсянниковская международная конференция. Сборник научных докладов. МГУ 23 – 24 ноября 2010 г. М.: МИЭЭ. 2010;  Сознание в аналитико-квантовом измерении / Современная онтология – IV: Проблемы метода: Материалы международной научной конференции «Современная онтология – IV. (28 – 30 июня 2010 г., Санкт-Петербург, Россия), СПбГУ ИТМО, 201; Философия физики: актуальные проблемы. Аналитический обзор материалов Международной научной конференции. Москва, 17-19 июня 2010 г. / Эпистемология & философия науки. 2011. Т. XXXVIII / № 2 (в соавторстве);  Христианская метафизика и генезис классической науки / Философия и культура. 2011. № 6. Сознание: информационно-синергетический подход / Философия и культура. 2011. № 11;
Метафизика и физика жизни / Вопросы философии. 2012. № 2;
Метафизические принципы естественнонаучных исследований феномена жизни. / Философия и культура. 2012. № 2.  СОЗНАНИЕ КАК МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ / Философия науки. 2012. № 3 (54).
Метафизика бытия природы и человека / Философия и культура. 2012. № 9.
Становление новоевропейской науки: античная метафизика и христианские
ценности Электронный журнал "Философские исследования". ISSN 2306 - 0174.www.e-notabene.ru(http://e-notabene.ru/fr/). 2013. № 5.
Социокультурный статус науки в европейской истории / Философия и культура. 2013. № 3.

Учебно-методические работы: Программа учебного курса по философии для студентов физического факультета. Философия: Учебно-методические материалы кафедры философии Естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова / Под. ред.О.Д.Волкогоновой, Г.В.Ждановой. – М.: Полиграф. 2008; Философско-методологические основания креативного образования: Спецкурс: Часть первая: Учебно-методическое пособие. М.:МАКС Пресс, 2010; История и философия науки: Учебно-методическое пособие. – М.: МАКС Пресс. 2011.  

Сборники стихов: «Логос и лира» (1990); «Гроздь апорий» (1995).