Семинар направления онтологии и теории познания ВНШ
17 декабря 2019 года на кафедре онтологии и теории познания прошло заседание, посвященное философии современного американского философа Джона Капуто «Событие истины».
Профессор Зинаида Александровна Сокулер остановилась на эпистемологическом учении Капуто по его книге “Truth”. Говоря об истине, мы хотим говорить о подлинном бытии, в том числе о том, каково бытие нас самих. Прежде всего нужно вспомнить о проекте Хайдеггера, который, говоря об истине, указывает: «Сущность истины – свобода». Это говорит о том, что истина помещается в самую сердцевину бытия человека, хотя она всегда пребывает там вместе с блужданием, с сокрытостью. «Сокрытость необходима для истины. Нельзя причаститься подлинному и великому, не почувствовав, что оно совершенно мне неподвластно и недоступно, в его власти закрыться или открыться, и надо чувствовать и трепет и благоговение,» – выразила эту мысль З.А. Сокулер. Именно в этой струе рассуждает и Капуто. Он ищет понимание истины в «ситуации постмодерна». Капуто пытается заново ввести в философию мудрость, а не только формальное рассуждение. Истина, говорит он, приходит к нам как событие. Истина в принципе не может быть готовой, завершенной, полученной. Она существует, случается. Она приносит какое-то освобождение; ломает что-то косное, застарелое, застает врасплох, даже говорится, что Истина – это шок. Истина, повторяет Капуто, готовит нас к открытому, негарантированному будущему. В каком-то смысле можно сказать, что истина – это чудо. Кроме того, для Капуто важно, что особенно чудесным является повторение каких-то подобных друг другу событий. В повторении для него тоже раскрывается истина.
Затем доцент Елена Владимировна Косилова рассказала о философии религии Капуто по книге “What would Jesus deconstruct?” Книга посвящен тому, как нужно мыслить религию в ситуации постмодерна. Капуто приводит мысли Кьеркегора и Деррида. Он повторяет, что христианство – это радикально абсурдное учение, на котором нельзя строить фарисейские институции, подобные современной церкви. Иисус был революционером, он призывал к невозможному, он не допускал компромиссов. Если бы он сейчас пришел на землю, его не узнали бы и отовсюду выгнали, пишет Капуто, соглашаясь с Достоевским. Тот, кто неравнодушен к вере, должен понять, что она отнюдь не помогает жить спокойно. Капуто приводит в пример сенатора-христианина, который, исходя из требований христианства, предложил поднять налоги на богатых в пользу бедных, но не нашел понимания в правительстве. Вот так чаще всего и бывает в странах, называющих себя христианскими. На самом деле на вопрос, что бы Иисус подверг деконструкции, ответов очень много. Например, вообще капитализм. Всякую армию, поскольку христианство по существу есть пацифистское учение. Любое угнетение и неравенство. Капуто на стороне феминизма и ЛГБТ, только в смысле разрешения абортов он колеблется, потому что разрешить их, исходя из христианства, решительно невозможно. У Капуто появляется даже идея юродивых – «людей, которые стали безумными и глупыми ради Царства Божия».
В дискуссии после докладов приняла живое участие С.В. Полякова, которая также рассказала о своем понимании Капуто. Она согласилась с тем, что он сейчас является одним из интересных мыслителей в области эпистемологии и философии религии.
Е.В. Косилова
Семинар прошел в рамках деятельности Выдающейся научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова "Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление".