Семинар направления онтологии и теории познания ВНШ

17 декабря 2019 года на кафедре онтологии и теории познания прошло заседание, посвященное философии современного американского философа Джона Капуто «Событие истины».

Профессор Зинаида Александровна​ Сокулер остановилась на эпистемологическом учении Капуто по его книге “Truth”. Говоря об истине, мы хотим говорить о подлинном бытии, в том числе о том, каково бытие нас самих. Прежде всего нужно вспомнить о проекте Хайдеггера, который, говоря об истине, указывает: «Сущность истины – свобода». Это говорит о том, что истина помещается в самую сердцевину бытия человека, хотя она всегда пребывает там вместе с блужданием, с сокрытостью. «Сокрытость необходима для истины. Нельзя причаститься подлинному и великому, не почувствовав, что оно совершенно мне неподвластно и недоступно, в его власти закрыться или открыться, и надо чувствовать и  трепет и благоговение,» – выразила эту мысль З.А. Сокулер. Именно в этой струе рассуждает и Капуто. Он ищет понимание истины в «ситуации постмодерна». Капуто пытается заново ввести в философию мудрость, а не только формальное рассуждение. Истина, говорит он, приходит к нам как событие. Истина в принципе не может быть готовой, завершенной, полученной. Она существует, случается. Она приносит какое-то освобождение;  ломает что-то косное, застарелое, застает врасплох, даже говорится, что Истина – это шок. Истина, повторяет Капуто, готовит нас к открытому, негарантированному будущему. В каком-то смысле можно сказать, что истина – это чудо. Кроме того, для Капуто важно, что особенно чудесным является повторение каких-то подобных друг другу событий. В повторении для него тоже раскрывается истина.

Затем доцент Елена Владимировна Косилова рассказала о философии религии Капуто по книге “What would Jesus deconstruct?” Книга посвящен тому, как нужно мыслить религию в ситуации постмодерна. Капуто приводит мысли Кьеркегора и Деррида. Он повторяет, что христианство – это радикально абсурдное учение, на котором нельзя строить фарисейские институции, подобные современной церкви. Иисус был революционером, он призывал к невозможному, он не допускал компромиссов. Если бы он сейчас пришел на землю, его не узнали бы и отовсюду выгнали, пишет Капуто, соглашаясь с Достоевским. Тот, кто неравнодушен к вере, должен понять, что она отнюдь не помогает жить спокойно. Капуто приводит в пример сенатора-христианина, который, исходя из требований христианства, предложил поднять налоги на богатых в пользу бедных, но не нашел понимания в правительстве. Вот так чаще всего и бывает в странах, называющих себя христианскими. На самом деле на вопрос, что бы Иисус подверг деконструкции, ответов очень много. Например, вообще капитализм. Всякую армию, поскольку христианство по существу есть пацифистское учение. Любое угнетение и неравенство. Капуто на стороне феминизма и ЛГБТ, только в смысле разрешения абортов он колеблется, потому что разрешить их, исходя из христианства, решительно невозможно. У Капуто появляется даже идея юродивых – «людей, которые стали безумными и глупыми ради Царства Божия».

В дискуссии после докладов приняла живое участие С.В. Полякова, которая также рассказала о своем понимании Капуто. Она согласилась с тем, что он сейчас является одним из интересных мыслителей в области эпистемологии и философии религии.

Е.В. Косилова

Семинар прошел в рамках деятельности Выдающейся научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова "Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление"​.