А.Р. Курбанов на конференции в Португалии

14-15 октября 2019 года доцент кафедры философии образования, кандидат политических наук Артемий Рустямович Курбанов выступил с докладом на международной конференции «The Universe(S) of Refugees: Rethinking Forced Migration (Вселенная (-ые) беженца: переосмысление вынужденной миграции)», которая проходила в Национальной библиотеке Португалии (г. Лиссабон). Организаторами конференции были Национальная библиотека Португалии (BNP), Центр английского языка, перевода и англо-португальских исследований (CETAPS), факультет социальных и гуманитарных наук Университета NOVA (NOVA-FCSH), Португальский институт молодежи и спорта (IPDJ) и Фонд науки и техники (FCT).

Цель конференции, посвященной 300-летию публикации знаменитого романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» в 1719, состояла в обсуждении на междисциплинарной основе широкого круга вопросов, связанных с вынужденной миграцией. В конференции приняли участие представители академических кругов Португалии, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Испании, Италии, Польши, Болгарии, Индии, Аргентины, США и др. стран. Россия была представлена докладом А.Р. Курбанова.​ Рабочим языком конференции был английский.

А.Р. Курбанов в докладе «Forced Migration from the Former Russian Empire to Europe in the Early 1920s» рассматривал особенности первой волны эмиграции из России в страны Европы, связанной с завершением Гражданской войны 1918-1920 гг. Главным предметом доклада стали уникальные социальные институты, возникшие в центрах эмиграции, целью которых являлось сохранение социокультурного опыта и идентичности людей, вынужденных оставить родную страну. К их числу относились образовательные учреждения, которые создавались эмигрантами в различных европейских городах, ориентированные на широкий возрастной диапазон и решавшие различные задачи (от общеобразовательных школ до военных курсов). Несмотря на то, что эти институты имели разную степень оформленности и включенности в эмигрантскую среду, они способствовали ее интеграции, сохранению и трансляции ценностей, норм, культурных традиций. Ретроспективный анализ подобных образовательных структур и практик представляется одной из задач философии образования, поскольку позволяет
продемонстрировать механизмы сохранения и передачи социального опыта в экстремальных обстоятельствах.