Кувакин Валерий Александрович
Специалист по истории философии, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ. Родился в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1967), аспирант того же факультета (1970). С 1970 г. работает на философском факультете Московского государственного университета, с 1984 г. – профессор. Докторская диссертация – “Религиозный идеализм в России эпохи империализма” (1980).
В 1986 – 1992 гг. – заведующий кафедрой Истории философии народов СССР /Истории отечественной философии / Истории русской философии.
С 1975 по 1992 г. – зам. декана по работе с иностранными учащимися.
С 1980 г. по 1992 г. – главный редактор журнала “Вестник МГУ. Серия. Философия”.
С 1996 г. по 2012 г. – основатель и главный редактор ежеквартальника “Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов” ISSN 1814-0416.
С 2006 г. – член редколлегии бюллетеня Комиссии РАН по борьбе с лженаукой «В защиту науки».
С 2005 г. редактор научно-информационного и образовательного портала www.humanism.ru
C 2012 г. – редактор сайта Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического обществаhttp://humanism.su/ru/
C 1998 г. – член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификациями научных исследованийhttp://razumru.ru/pseudo/rasdirect.htm.
С 2004 г. – академик-секретарь/член Международной академии гуманизма.http://razumru.ru/humanism/journal/33/laureates.htm
Составитель, редактор и автор предисловия к монографиям зарубежных учёных: Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (М., 1982); Парсонс Г. Человек в современном мире (М., 1985); Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма (М., 1999, 2002); Куртц П. Искушение потусторонним (М., 1999); Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма (М., 2000); Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М., 2005, 2007); Куртц П. Утверждения (М. 2005); Что такое светский гуманизм? (М. 2008)
Редактор, составитель и один из авторов книги изданного в США двухтомника “A History of Russian Philosophy: From the Tenth through the Twentieth Centuries” (История русской философии XI - XX вв.), Buffalo: Prometheus Books, 1994.
Основные научные достижения
В. Кувакин трактует мировоззрение В.И. Ленина [6, 12] как продукт его теоретической и политической практики с уже объективно данным марксизмом. Вводимое в этой связи понятие “посттеоретическое” имеет целью подчеркнуть “вторичный” характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристическую теорию практики этой теории. Специальное внимание уделено специфике ленинизма как особенного понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным. Его оригинальность усматривается в метатеоретическом (структурном, функциональном и общетеоретическом) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера. Установлено, что Ленин был не просто марксистским методологом и социологом, но и методологом и социологом марксизма как единого теоретико-практического исторического комплекса. Ленину удалось выявить ряд детерминаций и закономерностей исторического развития, социального функционирования и теоретического роста марксизма. Однако восприятие им марксизма как строгой нормативной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих социально-политическим целям большевизма.
Кувакин предлагает принципиально новую модель философии как трехмерного объекта [5], её понимание как единого и динамичного социального, исторического и теоретического феномена и обосновывает в этой связи возможность интеграционной теории философии, состоящей из трех частно-научных (квази-метафилософских) блоков: историологии, социологии и теориологии.
Даётся экспозиция метафизики бытия и ничто как реальностей нечеловеческого, фиксируется авторский опыт опознания неизвестности [7].
С начала 90-х гг. научные интересы Кувакина смещаются в область этики, культурологии, психологии, философской антропологии и неометафизики, чему способствовал мировоззренческий сдвиг от марксизма и религиозного экзистенциализма к светскому гуманизму, пробабилизму и селективному (методологическому) скептицизму.
Систематическое изложение проблематики этого периода дано в [9,10,11]. Здесь представлено целостное изложение принципов и ценностей современного светского (гражданского) гуманизма, проанализированы экзистенциальные, психологические, нравственные и правовые основы гуманистического мировоззрения, определены параметры гуманистического стиля мышления и образа жизни, дана интерпретация происхождения, смысла и перспектив человека.
Получает дальнейшее развитие представление новой метафизики, намеченное в [7]. Мир истолковывается как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия, общества и человека; развивается концепция транс-субстанциальных коммуникаций, в которых человек предстает как генетически связанная с указанными выше первоосновами, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной интеграции с другими субстанциями (действительностями) [9, 13, 17, 27]; предлагается гуманистический пробабилистический сценарий эмерджентно-творческого происхождения, эволюции и перспектив человека [9, 10, 29].
Намеченный в [9] философско-антропологический и психологический анализ структуры и контента внутреннего мира человека получает развитие в [15, 16, 28]. В ходе исследований, зафиксированных в указанных работах, уточнена структура и содержание внутреннего мира человека, показана психо-интеллектуальная возможность формирования субъектом «подушки» или зоны внутренней информационной безопасности и формирования им «Я-воззрения» в качестве баланса и противовеса как мировоззрению, так и общему контенту его сознания и самосознания.
Впервые разработана концепция неизвестности как субстанциальной действительности (реальности), сопряженной с бытием, ничто и человеком, но не редуцируемой к ним. Дано ее метафизическое, психологическое, гносеологическое и аксиологическое истолкование [7, 13, 17, 27].